В кинематографе отводится особое место, отдельная ниша для авторского кино. Прибавьте к этому словосочетанию слово «русское». Конечно же, картинка тут же нарисовалась и вышло что-то очень неприглядное и скучное. Но молодого режиссера Романа Шаляпина это клише нисколько не смущает. Он снял работу под названием «Бесы» по одноименному роману Достоевского, чей литературный вклад в умы многих поколений людей просто неоценим.
Фильм, который вы опять не увидите
И это совсем не те благостно-костюмированные "Бесы", которых сварганил Хотиненко. Кино снималось мучительно и в буквальном смысле с протянутой рукой. Почти все работали бесплатно, за идею. Или потому, что молоды, или потому, что им есть что сказать, этой молоди.
Интервью с режиссером Романом Шаляпиным
26 сентября студентам МГУ удалось посмотреть «Бесов» Романа Шаляпина в соавторстве с Евгением Ткачуком. Дебютная картина театральных актеров, которая участвовала в основном конкурсе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге и на фестивале «Золотой Феникс» в Смоленске. 365 удалось побеседовать до показа с режиссером Романом Шаляпиным.
Режиссер Роман Шаляпин и актер Евгений Ткачук писали сценарий «Бесов» по Достоевскому вместе
Начну с того, что в прокате, вероятно, не появится, однако, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. В этом году в игровом конкурсе были представлены сразу две работы, снятые по мотивам произведений Горького и Достоевского — это фильм «Бесы», ставший режиссёрским дебютом актёра и сценариста Романа Шаляпина, а также картина вполне опытного Владимира Котта «На дне», удостоенная специального приза жюри «за актуальное прочтение классики».
КАЖДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОЕГО ДОСТОЕВСКОГО
Кто рассчитывал на каноническую, визуально неспешную и повествовательную версию «Бесов» Достоевского, тот ошибался. Нервическая, сразу берущая быка за рога, требующая концентрации внимания киноверсия Романа Шаляпина эпатировала неподготовленную публику. Ощутив внутренний протест против такого беспардонного эмоционального удара, некоторые зрители уходили с просмотра. Это - их право и их выбор.
Сколько было разговоров, что, дескать, Евгений Ткачук полфильма трясет хуем и матерится - а Ткачука в Выборге полюбили еще с прошлого года после "Зимнего пути", где он, ну то есть его герой, ловко, как выражается местная публика, "уделал пидора", потому на "Бесов" стремились едва ли не сильнее, чем на "Виктора" с "живым" Депардье. Однако голого Ткачука в фильме не так уж много и только ближе к концу, как награда для самых стойких и заинтересованных, мата же в версии, получившей для фестивального показа удостоверение, нет вовсе ни слова, и я не представляю, где и зачем он здесь мог быть. Тем не менее кино меня не разочаровало.
"Окно в Европу" - 2014. День первый
Первый же конкурсный день продемонстрировал наличие большого количества разнообразного отечественного кино - от крепких жанровых лент до самобытных авторских высказываний, открыв новые яркие имена в российской киноиндустрии.