Режиссер Роман Шаляпин и актер Евгений Ткачук писали сценарий «Бесов» по Достоевскому вместе
Фильмы дебютантов превзошли работы опытных режиссёров Фанфары выборгского кинофестиваля отгремели, а впечатления от просмотра лент, представленных в различные конкурсные программы «Окна», остались. Часть фильмов уже осенью появится в прокате. Поэтому считаю нелишним поделиться впечатлениями — своими, а также знакомых и совершенно незнакомых мне людей. Классика от Котта и Шаляпина
Начну с того, что в прокате, вероятно, не появится, однако, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. В этом году в игровом конкурсе были представлены сразу две работы, снятые по мотивам произведений Горького и Достоевского — это фильм «Бесы», ставший режиссёрским дебютом актёра и сценариста Романа Шаляпина, а также картина вполне опытного Владимира Котта «На дне», удостоенная специального приза жюри «за актуальное прочтение классики».
У Котта, который снимал своё кино на самой настоящей помойке, сложился довольно интересный актёрский ансамбль: Семён Трескунов, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Агния Кузнецова, Сергей Сосновский, Олег Васильков, Борис Каморзин. Режиссёр поделился, что в буквальном смысле «посыл» снимать историю о «бывших людях» он получил однажды на Арбате, когда, прогуливаясь, был послан маленькой девочкой за то, что дал ей хлеб вместо денег «на хлеб».
— Чувствуя собственную правоту, с одной стороны, я испытал тогда и унижение, и беспомощность, — рассказывает режиссёр. — Обратившись к классике, я подумал, что это очень российская и современная история. Постепенно погружаясь в материал, я понял, что даже переделывать ничего не надо. Горький написал пьесу прямо перед революцией 1905 года, и ему удалось передать предчувствие крушения мира, которое так же сильнО и сейчас. Приходит Лука, врёт и дает всем надежду, а может, и не надо её давать? Может, сказать, что мы все сдохнем? — говорит Владимир Котт.
Режиссёр долго искал актера на роль Луки — мальчика, который родился из мусора и ушёл в мусор, — пока не решил снимать Семена Трескунова, юного, но уже опытного артиста с солидной фильмографией. Что касается самого известного из актёров — Михаила Ефремова, то режиссёр поделился, что боялся с ним работать, поскольку первоначально, до прочтения сценария, роль бомжа его не заинтересовала.
Тем не менее, кино сложилось: бьёт по больным местам, заставляет задуматься ... Если вдруг появится в прокате, советую не пропустить. Конечно, не любителям американских комедий.
Фильм «Бесы» Романа Шаляпина — режиссёрский дебют. Окончивший в 2006 году ГИТИС режиссёр, вместе с актёром Евгением Ткачуком, сыгравшим в картине главную сложнейшую роль Верховенского — соавторы сценария.
Евгений Ткачук уже знаком выборжанам: на прошлом «Окне в Европу» за главную роль в картине «Зимний путь» он был удостоен специального приза жюри «За лучшую актёрскую работу». В «Бесах» Ткачук блистал не меньше, однако кино получилось тяжёлое, прямо скажем, не зрелищное. Тем не менее, лично мне показалось ценным уже то, что молодые кинематографисты — а в картине заняты исключительно молодые и начинающие актёры — не только читают классику, но и жаждут донести до зрителя мысли такого пророка как Достоевский.
— Так получилось, что за одно лето я перечитал всего Достоевского, — рассказывает режиссёр. — Когда дошёл до «Бесов», мне показалось, что тема невероятно близка моему состоянию души. Я хотел пережить собственных «бесов». Кроме того, я понял, что пространство, в котором у нас находилась студия, идеально отвечало условиям, заданным книгой.
— Долгое время я жил на заводе, на котором проходили съёмки, — вступает в разговор Евгений Ткачук. — До начала съёмок в любое время суток я мог спокойно ходить там. Но потом, когда мы закончили работу — всё изменилось. Пространство как будто пропиталось этой безумной энергией, словно резонировало. Однажды днём, отправляясь за дровами, я почувствовал невероятный страх. Мне казалось, что за каждой стеной кто-то есть. И я понял, что не могу там больше находиться. Пришлось переехать, — продолжает Евгений Ткачук.
Как известно, роман «Бесы» довольно объёмный. Многие зрители оценили, что для постановки режиссёр выбрал именно эту часть, с монологом Верховенского. К нему авторы, собственно, и вели, ради него придумали свою, отличную от классической, версию.
— Нынешнее состояние подтолкнуло нас снять этот фильм. Надеюсь, мы сказали то, что хотели сказать! — заключают авторы.
Кино, скорее всего не появится на экранах, однако почти наверняка — в интернете.
Римэйк «Кавказской пленницы»: смотреть или не смотреть?
Представляя «Кавказскую пленницу», режиссёр Максим Воронков упорно просил не называть свою работу римэйком, а лишь развлекательным аттракционом... Но, на мой взгляд, не стоит путать кислое с пресным: картина, снятая по знакомому большинству россиян сюжету, полностью повторяет авторскую версию Гайдая, включая характеры актёров и главную музыкальную тему, «Где-то на белом свете».
Другое дело, что в защиту этого кино есть свои аргументы. К примеру, ярая поклонница советского кинематографа, журналист агентства «Киноавтограф» Оксана Семёнова, до просмотра настроенная негативно, выходя из зала, кардинально изменила свою точку зрения.
— Картина потрясающая! Аттракцион удался! Мне было любопытно увидеть мастеров советского кино в образах, которые были в старом фильме. Например, было неожиданно, и мы любовались игрой Хазанова в роли Саахова. Потрясающе сыграла эпизодическую роль Лариса Удовиченко. Очень точное попадание в образ Никулина получилось у Добрынина. Хотя, конечно, говорят, что переиграть Юрия Никулина невозможно, но, если не думать и не сравнивать, то получилось здорово. Конечно, в новом фильме сложилась более современная троица, оперирующая современными шутками, что её совсем не портит. И всё же тем, кто пойдёт смотреть это кино, сравнивать — не советую. Просто наслаждайтесь!
«Дедушка моей мечты» — история о золотой рыбке на новый лад
Комедию «Дедушка моей мечты», снятую Александром Стриженовым по сценарию и рассказу Леонида Якубовича, которого прежде ругали за «Юленьку» и отчасти хвалили за первую часть картины «Любовь-морковь», выборгские зрители от души наградили аплодисментами. В конкурсе «Выборгский счёт» фильм получил серебряную ладью. Леонид Якубович в фильме сыграл героя-золотую рыбку — Дедушку. Жена режиссёра Екатерина Стриженова снялась в паре с Николаем Добрыниным: в фильме Добрынин играет мужа — Белкина, Стриженова — его жену, Белкину. В не менее заметной роли — находчивой подруги жены, занята актриса Анна Ардова.
Надо сказать, что история балансирует на грани сказки и реальности. И, как всегда в таких случаях, возможностей развернуться у режиссёра было немало.
Самая большая проблема главного героя, по мнению Александра Стриженова, не чужда многим: верить во всякий бред человеку намного проще, чем поверить в себя.
— Мне кажется, что всё, над чем я экспериментирую, смеюсь и плачу в этом фильме — предельно ясно. К примеру, почему отдать последние деньги бывает легче, чем отдать 5 тысяч из миллиона. Кто такой этот дедушка, я понятия не имею: может быть, случайный бомж, который забрёл в квартиру, может быть, домовой, который вылез из-за шкафа. В любом случае, он — та лакмусовая бумажка, на которой проявляются все проблемы.
— Вообще я хотела пробоваться на роль Дуси, которую в фильме великолепно сыграла Анна Ардова. Но муж сказал, что я должна сыграть другую роль. Какой получилась моя героиня — решать вам. Мы долго её придумывали, старались, — улыбается красавица Екатерина Стриженова. — Нам было здорово работать с автором «Дедушки» Леонидом Якубовичем, который порой выделывал на площадке невероятные кульбиты. Что касается финала, то на эту тему мы с Сашей спорили. Я бы закончила фильм чуть раньше, но режиссёр видит по-другому. Он даёт им шанс!
В ритме фарса, или «Зимы не будет»
Шикарный актёрский состав зрители увидели в фильме Ильи Демичева «Зимы не будет». Ингеборга Дапкунайте, Ксения Раппопорт, Александр Самойленко, Сергей Колтаков и Никита Ефремов сработали отлично, заслужив специальный диплом жюри игрового конкурса «за актёрский ансамбль».
По сюжету, привычный, скучный и до боли знакомый мир главных героев неожиданно превращается в безумный фарс в тот самый миг, когда над Землёй нависает угроза столкновения с гигантским метеоритом. Конец света неизбежен. И тут герои пускаются в остервенелую пляску по краю бездны. Несмотря на то, что автор картины Илья Демичев уверяет, что снимал картину без расчёта на прокат, мне кажется, что кино непременно будет в кинотеатрах.
— На съёмках всё было гладко, профессионально, от задуманного мы не отошли, — сразу после премьеры рассказывает режиссёр и автор сценария Илья Демичев. — Хотя, вообще, это авторское кино — полусон, полумиф: чёткого жанра у фильма нет, это такой фарс — не фарс... Я дал себе свободу для того, чтобы потом смонтировать то, что мне захочется. Таким образом, изначально имел большой диапазон, так сказать, люфт. Всё это привело к тому, что после съёмок был долгий процесс обдумывания в процессе монтажа. По моим ощущениям, кино получилось.
На мой взгляд, нелюбительницы этого жанра, фильм сложился, показался своевременным и понятным. Большинству зрителей тоже понравилось.
«Пациенты» — дебют, удостоенный реверанса Матизена
Картина Эллы Омельченко «Пациенты», безусловно, является одним из фильмов, заслуживающих особого внимания. Об этом говорит уже то, что, во-первых, выборгскому зрителю фильм определённо понравился, а во-вторых, работа была удостоена приза Гильдии киноведов и кинокритиков, сценарий картины — приза имени Саввы Кулиша «За творческий поиск» с формулировкой «за оригинальность драматургических решений», а сама режиссёр — специального приза жюри «За дебют».
В течение полутора часов автор рассказывает зрителю нескучную историю о молодой семейной паре, при этом мастерски жонглируя гранями мировоззрений психоаналитика и священника. Умышленно сталкивая материалистическое мировосприятие с духовным, режиссёр словно пытается понять: кто же, в конечном счёте, победит?
Как рассказал режиссёр, во время съёмок им пришлось столкнуться со многими сложностями. Консультации с психоаналитиком и православным священником помогли достигнуть полученного результата.
— Для меня эта победа — большая неожиданность. Я счастлива. Идея снимать это кино родилась у меня после прочтения рассказа Димы Лемешева. Я загорелась этой историей, и мы начали над ней работать. Со временем, появился сценарий. Дима, как мне кажется, потрясающий, современный, молодой талантливый драматург, — эмоционально делится впечатлениями Элла Омельченко. — Надеюсь, он вырастет в драматурга, не будет только сценаристом, — и у нас с ним будет совместное творческое будущее. Найти хорошего драматурга, сценариста — очень сложно. Потому что нащупать грань, найти язык, который был бы современным и в то же время понятным — задача непростая.
У тех, кто бывает в Москве, 1 сентября будет ещё одна возможность посмотреть это умное кино. Столичная премьера фильма «Пациенты» состоится в киноклубе «Фитиль» на Фрунзенской набережной, 12, 1 сентября в 19 часов.
В фокусе — семейные истории
В этом году «Окно в Европу» журналисты называли семейным фестивалем. «Сын», «Спасибо, папа», «Мама дарагая», «Дедушка моей мечты», «Прадед» — далеко не все фильмы, рассказывающие о ситуациях, возникающих в кругу родных людей. Говорит ли это о том, что российские режиссёры стали больше размышлять об отношениях отцов и детей и, если хотите, о кармических связях? Определённо: да.
Режиссер Вера Сторожева привезла в Выборг картину «9 дней и одно утро». По сюжету, Анна, бывшая детдомовская воспитанница, приезжает на родину, в российскую провинцию. Усыновлённая в детстве французской семейной парой, Анна выросла и сделала карьеру фотомодели в Париже, а теперь занимается благотворительной деятельностью от лица известной косметической фирмы. За девять дней, проведенных в родных местах, Анне предстоит узнать новых людей и переосмыслить свою жизнь...
Центральные роли в фильме исполняют Анна Щербинина, Ольга Попова, Ксавье Галле (Франция), Сергей Пускепалис, Глеб Пускепалис, Светлана Тома и 11-летняя дебютантка Ника Анаскина. Режиссёр представляла фильм вместе с Никой Анаскиной а также российской и французской актрисой и моделью Анной Щербининой, которая параллельно снимается в Голливуде. Очаровательная и простая Анна, прилетевшая на премьеру со своим папой, во время премьеры внимательно прислушивалась к реакции зрителей и осталась довольна результатом.
— Люди смеялись, радовались, думали, грустили вместе с нами, — говорит актриса. — И это главное. Для меня Вера — любимый российский режиссёр! Я с удовольствием снимусь у неё ещё! Что касается работы во Франции, то я начинала с карьеры фотомодели, потом училась и стала актрисой, снялась в нескольких французских фильмах и сериалах. А недавно мне по-настоящему повезло: я проходила кастинг и на роль в своём новом фильме — пока я не могу раскрывать его названия — меня отобрал мой любимый американский режиссёр Мартин Скорсезе! — поделилась актриса.
Картина «Мама дарагая» Ярослава Чеважевского снята в комедийном жанре и получилась у режиссёра лёгкой и непринуждённой. Понятная история, в основе которой — проблема отделения взрослого сына от любимой одинокой матери, оригинальный юмор, а также замечательный актёрский ансамбль явились залогом успеха ленты.
В фильме снялись Марина Голуб, Ксения Раппопорт и Юрий Колокольников, Нина Лощинина и Дмитрий Аверин, Артур Ваха и Игорь Яцко, а также другие замечательные артисты. Существенно украсили картину две песни небезызвестного музыкального коллектива «Моральный кодекс».
К сожалению, описать все достойные работы в одной статье я не могу. Советую, при случае, обязательно посмотреть картину Ильмара Раага «Я не вернусь», а также фильм Грачьи Кешишяна «Спасибо, папа». Особого внимания заслуживает работа «Крылья» Алексея Лобанова: несмотря на то, что лента демонстрировалась в рубрике «Кино-детям», её занятно посмотреть всей семьёй. Советую также смотреть картину «Две женщины» Веры Глаголевой и «Василису» Антона Сиверса со Светланой Ходченковой в главной роли.
Ну а буквально через неделю в «Выборг-паласе» начнут демонстрировать детский фильм «Тайна четырёх принцесс» Олега Штрома, также представленный в рамках программы «Окна» «Кино-детям».
Автор: Ирина Волочковская