Интервью с режиссером Романом Шаляпиным


 26 сентября студентам МГУ удалось посмотреть «Бесов» Романа Шаляпина в соавторстве с Евгением Ткачуком. Дебютная картина театральных актеров, которая участвовала в основном конкурсе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге и на фестивале «Золотой Феникс» в Смоленске. 365 удалось побеседовать до показа с режиссером Романом Шаляпиным.

 

О вашей современной экранизации ходило много заинтересованных высказываний до премьеры в Выборге. Теперь пришла участь московской публики увидеть вашу работу. Расскажите, как же все начиналось, создавалось, какие были трудности, падения и взлеты?

- Конечно были и падения, и взлеты, так как путь был пройден в первый раз, мы сами организовывали съемочный процесс, но приглашали уже опытных людей из кино. Таким образом работа заняла около двух лет. Первый год был съемочным и самым трудным, потом был большой перерыв, потом снова съемка, а потом перешли к пост-продакшну. Процесс получился достаточно растянутый. Если еще обратить внимание на то, что первые полтора года финансирования у проекта вообще не было. Выкручиваться приходилось самим, а потом появился Валерий Петрович Тодоровский со своей продюсерской компанией «Мармот-фильм» и помог довести фильм до конца и до фестивальной публики.

Сразу же задам вопрос, которым заинтересованы большое количество людей в последнее время, раз уж мы продолжаем разговор про «трудности». Повлияли ли на Вас современные законы государственной думы, известный закон против мата в искусстве? Пришлось ли что-то менять, чтобы входить в рамки?

- У нас практически неизменен Достоевский, мы совсем чуть-чуть туда вложили, чтобы подчеркнуть его. Но у нас нет матершинны.

Как вы считаете, сам мат в искусстве возможен?

- Я считаю, что возможен в определенных случаях, моментах, если без этого образ не может получиться. Если используют его просто так, потому что это популярно, модно, то я не понимаю зачем. Мат не должен быть массовым. Если это идея режиссера, то он может построить персонажа полностью на мате, показать его абсурдное мышление, сделать из него поэта. Это уже не просто так, в этом есть смысл.

Как уже было сказано, с финансированием вашего проекта были проблемы. Встает вопрос: возможно ли в наше время снять отличное кино за малый бюджет?

- Отличное кино? У каждого свои рамки отличия. Я могу сказать, что за малый бюджет можно снять кино. Какое это кино, это каждый сам решает.

Какого было менять сферу деятельности? Вы же театральный актер, закончили ГИТИС и сейчас обратились к режиссуре? Что изменилось?

- На самом деле, когда я учился в институте, а учился я среди режиссеров на режиссерском факультете, как артист, и процесс не изменился, просто кто-то является генератором и координирует процессом. Вот я просто стал тем самым человеком, который подливал масло в огонь. Но сферу деятельности это не поменяло, просто я расширил свои возможности.DSC_5806

Достоевский писал во время создания «Бесов» критику и философу Николаю Страхову: «На вещь, которую я теперь пишу в „Русский вестник“, я сильно надеюсь, но не с художественной, а тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы при этом пострадала художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь».

Ваше кино тоже что-то наподобие некоторого высказывания? Если да, то какое?

- Да. Вообще высказывание – это знаменатель, который должен находиться внутри любого произведения, музыкального, художественного, кинематографического. Все должно в себе нести внутренний замысел. В принципе, любое произведение искусства можно назвать неким высказыванием. Вот что такое революция? — это проба изменить что-то вне, поменять мысли, людей и так далее. А самая главная революция – это внутренняя, духовная. Все остальные пути без духовной революции, они ни к чему не приведут. Насколько ты способен произвести революцию внутри себя, настолько ты и человек. Идея в фильме – это человек, который проходит путь и хочет изменить всех, но не себя, в итоге он меняется, но не принимает это и сходит с ума. А человек, который идет по пути внутренней революции, готов к перемене, он не знает, что с ним будет, но он готов к тому, чтобы эта внутренняя революция с ним произошла.

Художественность вашего фильма так же пострадала или наоборот?

- Я хотел сделать не совсем художественный фильм, я собирался сделать короткий метр в псевдодокументальном стиле. Но пришел оператор, и мы начали снимать, в итоге поняли, что получается кино со своей художественностью, но это не документальность и не псевдодокументальность. Мы снимали без постановочного света, свет был натуральный, уличный, в помещении просто лампа или фонарики. Так было не только с освещением, у нас не было определенной аппаратуры. Мы брали железный блин, который двигается из стороны в сторону,  ставили на него оператора и вертели его. Мы выдумывали и экспериментировали, поэтому получалась своя художественность.

Ваше кино независимое, авторское, как думаете, сможете ли вы найти своего зрителя? Какой он?

- В Выборге не удалось побеседовать со зрителями, с критиками только. Зато на втором фестивале, на который я ездил, в Смоленск, удалось. После того, как фильм закончился, на сцену вышла девушка и предложила желающим зрителям остаться и побеседовать с режиссером. Половина зала вышла, еще половина осталась, и где-то полчаса мы общались. Было интересно. Вот это мой зритель.

 Если Вы нашли своего зрителя, есть ли у вас определенное представление о современном российском кино?

- К сожалению, следить за фестивальной жизнью не могу, видел только то, что является уже достоянием: Звягинцев, Хлебников, Вырыпаев. Считаю, что все талантливые люди. «Левиафана» Звягинцева не видел, очень хочу посмотреть. Насчет молодых кинематографистов: они должны, наконец, вылезти и получать деньги из тех же источников, откуда получают немолодые и знаменитые. Финансовые потоки должны быть организованы так, чтобы крутые проекты, которые уже пару раз были провальными у какого-то известного режиссера, были пересмотрены и дать пятерым или шестерым дебютантам снять свое кино. Одного уж точно будет ждать успех.

561A4412

Что вы ожидаете от московской публики?

- Да не только от московской, я от публики ожидаю внимания возможно. Даже не оценки, а именно восприятия. Лучше не ожидать, будь что будет.

Роман, поделитесь с нами будущими планами? Есть ли идеи для новых фильмов?

- Идея есть. Ничего сейчас не буду говорить, но фильм про Москву и про музыку.