В кинематографе отводится особое место, отдельная ниша для авторского кино. Прибавьте к этому словосочетанию слово «русское». Конечно же, картинка тут же нарисовалась и вышло что-то очень неприглядное и скучное. Но молодого режиссера Романа Шаляпина это клише нисколько не смущает. Он снял работу под названием «Бесы» по одноименному роману Достоевского, чей литературный вклад в умы многих поколений людей просто неоценим.
Все мы знаем, каким может быть авторское кино. Это может быть что угодно, но основа такой работы – взгляд человека на что-то определенное, его позиция, его фантазии, которые он воплощает. И если непрерывно штампующиеся комедии, мелодрамы и боевики с ужастиками публика проглатывает если не с удовольствием, то с долей интереса, то авторское кино способно быть таким колким, что может встать кому-то поперек горла.
Фильм «Бесы» – это абсолютное безумие, безумие в чистом виде в рамках артхаусной абстракции. Режиссер и актеры достаточно молоды, и это ощутимо отражается на структуре сюжета и съемках. Им есть, что сказать, а кровь бурлит так сильно, что все перемешивается в едином горячем порыве, который не сглаживает углы, а только еще больше затачивает. В фильме нет цензуры, и зритель может воспринимать это как угодно. Но несмотря на вопиющие сцены, никто из зала, где проходила премьера, не вышел. Насыщенность этой по-настоящему достоевской безысходности просто обрушивается на сознание: ты можешь понять все или ничего. Действие происходит вне рамок, вне времени, но при этом сохраняет классический канон единства места, времени и действия.
Воспринимать однозначно данное кино очень и очень сложно. Это концентрат, выжатый из книги, и он бьет в самую цель. Главный герой, которого играет талантливый Ткачук, может вывести из равновесия. То, как он играет этого безумца, поглощенного борьбой со всеми и с собой в первую очередь, заставляет пересмотреть взгляды на тех русских актеров, которые считались неплохими. Ткачук держит весь фильм на себе, то одетый, то абсолютно голый, но держит. Он направляет такой сильный поток энергии и мысли на зрителя, что некуда деваться, сидишь, вжавшись в кресло, и пытаешься его понять и снова понять. Складывается такое впечатление, что только безумец может играть такого же гротескного безумца в пространстве символизма и фантасмагории.
Если в начале сложно вычленить главную суть фильма, то финальная сцена безоговорочно все объясняет, монолог потерявшегося в дебрях своего рассудка и иллюзий Верховенского (Ткачук) проливает свет на все то, что происходило последний час на экране. После просмотра остается двоякое ощущение. Фильм затрагивает философские вопросы, да еще и в такой форме, но внутри остается ощущение какого-то маленького переворота. Как будто разворошили что-то очень глубоко запрятанное. И в итоге, когда впечатления улягутся, вспоминая эту неистовость главного героя, хочется перенести на свою жизнь, чтобы также яростно ею наслаждаться, с такой же страстью бороться за свои убеждения и за свою правду. Без страха и смущения. Также, как он боролся со своим бесом. Если вы готовы окунуться в этот мир нескончаемого анализа, то ищите работу Шаляпина на специальных показах.