"Окно в Европу" - 2014. День первый
Первый же конкурсный день продемонстрировал наличие большого количества разнообразного отечественного кино - от крепких жанровых лент до самобытных авторских высказываний, открыв новые яркие имена в российской киноиндустрии.
Конкурсная программа открылась фильмом Сергея Карандашова "Дар". Фильм созданный по повести Александра Курляндского "Моя бабушка - ведьма". Подросток Вася, безнадёжно влюблён в одноклассницу, увлечённую загадочным новичком по имени Борис. Он метко стреляет из лука и выступает в бродячем цирке вместе со своей матерью. Вася изо всех сил пытается сразить соперника, следуя за ним по пятам. Вскоре мальчик осознаёт, что семья циркачей не так проста. Пытаясь разгадать тайну Бориса и его матери, Вася ввязывается в опасное приключение...
Лента, позиционируемая как детское семейное кино, на поверку оказалась авторским сюрреалистическим высказыванием. Путая зрителя в лабиринтах собственных фантазий, режиссёр окончательно обескураживает его примитивным финалом, где прекрасные и страшные фантасмагории оказываются всего лишь сном. Сам автор объясняет это так: "Это кино для всех детей от 6 до 80. Для тех, кто не забыл состояния детства. И то что воспринимается как мистическое – это для меня ощущение свободы и пространство детства. Это ощущение детства было отражено в самой повести. Мы показывали эту картину детям и вопросов у них не возникало". Что ж, возможно основная взрослая часть фестивальной аудитории безнадёжно утратила ощущение детства, ибо самым часто повторяющимся в кулуарах отзывов было выражение: "Я ничего не понял". Некоторые пытливые зрители даже узрели в символичной истории завуалированный великодержавный посыл, приписав режиссёру прогиб перед действующей властью. Сам режиссёр отказался пролить свет на собственный замысел: "В зале сидело 200 зрителей и каждый смотрел своё кино". Так или иначе, можно лишь посоветовать родителям, решившим показать своему ребенку эту картину, прежде посмотреть её самим.
Совершенно иной тип авторского высказывания предлагает зрителю дебютант Роман Шаляпин в картине "Бесы". Проведя титаническую работу с текстом Достоевского, авторы сфокусировали своё внимание на линии Верховенского, блистательно сыгранного самым ярким молодым российским артистом Евгением Ткачуком, выступившем также на картине соавтором сценария и продюсером. Погрузив героев в современное пространство, Ткачук и Шаляпин пытаются раскрыть природу тирании, транспонируя драму личности на исторический контекст. Ткачук филигранно играя с авторским текстом, шаг за шагом погружает зрителя в глубь болезненного сознания абсолютного лидера, заставляя звучать классический текст жёстко и современно. Финальный монолог Верховенского звучит по-диссидентски смело и злободневно. Яркая, талантливая самобытная работа бесспорно станет одним из основных претендентов на фестивальные награды. А Ткачук, получивший в прошлом году в Выборге приз за лучшую мужскую роль, имеет все шансы стать первым в истории фестиваля двукратным обладателем этой награды.
Внеконкурсная программа также порадовала интересными открытиями. Дебютант Рустам Мосафир показал яркую жанровую ленту "Беглецы", планирующуюся к широкому прокату будущей осенью. Российская империя, 1907 год. Молодой террорист, бежавший с каторги, скрывается в Тайге. По его следу идут "охотники за горбунами" - головорезы, выполняющие за государство грязную работу. На старательской земле юноша беглый каторжник встречает немую девушку, знающую таёжные тропы. Ей тоже грозит опасность от рук кровожадных охотников за золотом. Им не выжить друг без друга, а смерть идёт за ними по пятам... Бойкий новичок продемонстрировал весьма достойную работу, выполненную в рамках жанра. Крепкую режиссуру и добротный сценарий поддержали блистательное художественное решение молодого талантливого оператора Ильи Авербаха и мощная актерская работа Петра Фёдорова, достойную пару которому составила Лиза Боярская.