Фестиваль кино
Сегодня в Выборге будут подведены итоги XXI фестиваля российского кино "Окно в Европу". Пока прогрессивной ориентации и вкусам кинокритиков в конкурсе игрового кино наиболее соответствует "Зимний путь", кинорежиссерский дебют театральных актеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой, обрисовавших историю взаимного притяжения двух юношей из мало соприкасающихся социальных слоев. Окажется ли жюри достаточно свободомыслящим, чтобы поощрить этот фильм, сомневается ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.
"Зимний путь", опасливо отвергнутый "Кинотавром" и ММКФ, прекрасно бы смотрелся и на любом европейском фестивале, хотя там, вероятно, он не выглядел бы так смело — с общечеловеческой точки зрения фильм не представляет собой ничего скандального, и если абстрагироваться от того, что герои одного пола, это просто-напросто очередная история о притяжении противоположностей. В данном случае противопоставлены в своей губительной взаимной тяге культурное и животное, возвышенное и грубое, нежное и брутальное, а именно студент консерватории (Алексей Франдетти) и провинциальный гопник (Евгений Ткачук), которые не столько хотели бы быть друг с другом в каком-то тривиальном сексуальном смысле, сколько хотели бы быть друг другом в плане социально-психологическом. Студент, готовящийся к конкурсу, на котором ему предстоит исполнить вокальный цикл Шуберта "Зимний путь", явно томится предписанным ему распорядком жизни: "Сон, прогулки и Шуберт!", а его случайный и явно опасный приятель в темпераментном исполнении Евгения Ткачука настолько органичен в своей животной звероватости, что, даже когда его дикий персонаж плачет при звуках Шуберта, это почти не выглядит сентиментальной пошлостью.
Другие фильмы игрового конкурса "Осенние премьеры" подобной эмоциональной температурой похвастаться не могут при всем стремлении авторов и чаще представляют собой формальные упражнения, мало затрагивающие зрительскую душу. Такой самодостаточный и, в общем-то, не нуждающийся в зрителе кинематограф представляет собой, например, дебют выпускника ВГИКа Сергея Кузнецова "Деливеранс". Фильм пропитан туманной многозначительностью и невнятной ассоциативностью с самого начала, когда лирический, даже слишком лирический герой обнаруживает себя в морге и в беспамятстве, и дальнейшие режиссерские попытки отразить фрагментарное состояние смятенного сознания наводят лишь на грустные размышления о том, что психологизм такого фасона даже артхаусные авторы давно уже "не носят". Впрочем, нельзя полностью исключать факт, что каким-то эстетам такая бессвязная манера и "доставляет", если попытаться буквально перевести претенциозное название "Деливеранс".
Интересный формальный прием использует и другой, уже более взрослый дебютант Александр Мелентьев в "Прозрении", где демонический пожилой следователь (Леонид Ворон) допрашивает молодого слепого парня (Павел Михайлов), обвиняемого в убийстве, а главной уликой становится материал, снятый на видеокамеру обвиняемым и его невестой (Светлана Иванова), тоже незрячей, что превращает их попытку дойти до загса в чреватое неожиданностями приключение. Следить за тем, как двое слепых (точнее, актеров, изображающих слепых) виртуозно управляются с видеокамерой, временами довольно занятно, однако сильно заинтересоваться переплетением судеб трех мужских персонажей, каждый из которых остался без любимой женщины, так и не удается. Из всех сил стремится вызвать эмоциональный отклик и "Шахта" Нурбега Эгена, в которой герой Виталия Кищенко, боксер, уезжает из провинциального города в Америку, где ему не дают заниматься честным спортом, шантажируя оставшимся в России сыном-подростком (Никита Осадчий), вынашивающим с приятелями фантастические планы побега все в ту же Америку, однако воссоединиться отцу и сыну удается только в метафизическом смысле. Немного отдохнуть от метафизики позволяет в конкурсе осенних премьер лишь простодушный этнографический примитивизм, который привезли в Выборг якутские авторы Вячеслав Семенов и Наталья Габышева, в чьем фильме "Мотылек" речь идет о глухонемом сироте, которого черствые односельчане стараются выжить из родительского дома и вдобавок, почти как тургеневского Герасима, лишить его любимой собаки, единственного близкого существа. "Мотылек" любопытен прежде всего тем, как мастерски якуты соблюдают все мыслимые правила кинематографической политкорректности и гуманизма, в то время как фаворит критики "Зимний путь" почти все их сознательно нарушает. Эта дерзость может стать серьезным препятствием на пути этой картины к официальным призам (хотя приз критики ей, скорее всего, гарантирован), зато сыграть в пользу основных конкурентов "Зимнего пути", которыми на заключительном этапе фестиваля могут стать "Пельмени", режиссерский дебют известного драматурга Геннадия Островского, и полицейская комедия Константина Мурзенко "Тяжелый случай".