"Зимний путь" реж. Сергей Тарамаев, Любовь Львова ("Окно в Европу")
На пресс-конференции в Москве я задавал вопрос, будут ли на этот раз в конкурсе фильмы "сложные", "неудобные", сродни прошлогодней "Энтропии" - вслух мне, конечно, не ответили, но потихоньку потом намекнули: мол, на "Зимний путь" стоит обратить внимание. Поддал жару на представлении картины уже непосредственно перед конкурсным показом Евгений Ткачук, заявивший: мы, мол, хотели сделать кино, которое никому не понравится. Шутки шутками, но очень многим понравилось, слишком многим - а мне нет, при том что были все предпосылки. Кино отлично сделано, превосходно выстроена драматургия, камера Кричмана - выше всяких похвал, блестящие актеры Алексей Франдетти и Евгений Ткачук в главных ролях, пожалуй, чуть-чуть "жирнее", чем нужно, работают, в излишне театральном ключе, но это оправдано художественными задачами. Собственно, у меня лично сомнения вызывают именно сами задачи, потому что их исполнение - безусловно на высоте.
Эрик (Франдетти) - молодой вокалист, скоро у него ответственый конкурс, где он должен петь "Зимний путь" Шуберта, а ему все опостылело, голоса нет, вдохновения и подавно. Леха (Ткачук) работяга-гопник, а если называть вещи своими именами - просто животное, тупое и злобное. Сталкиваются они в первый раз случайно - Леха затевает драку с пассажиром автобуса, потом отбирает у Эрика мобильник и наушники, а когда его хватают менты, теряет брелок в виде ящера (насколько я успел рассмотреть, по своему основному функциональному назначению это кастет). На телефон ему звонит бойфренд Эрика, Леха перезванивает в расчете вернуть нужную ему вещь, попадает в гости к бойфренду на день рождения и здесь их невозможные, казалось бы, отношения Лехи и Эрика получают странное продолжение, а главное, что чувства к Лехе дают Эрику силы петь. Понятно, что Леха и Эрик ну очень, очень разные. Именно поэтому даже несмотря на то, что Леха после слез на конкурсе, где Эрик поет Шуберта, после совместного (под таблетками, "любезно" предложенными приятелем Эрика, анестезиологом в клинике пластической хирургии) ограбления его бывшего преподавателя, пропившего талант (в этой небольшой роли выступает сам Сергей Тарамаев, которого я помню еще по спектаклям Женовача на Бронной), после того, как Эрик фактически отбил Леху у ментов, все-таки Эрика кидает, "Зимний путь" уже через двадцать минут после начала и чем дальше, тем вернее, неуклонно сползает в попсовую гей-мелодраму. С невеселой, разумеется, развязкой, другая в русской гей-мелодраме невозможна по определению, как невозможен в голливудском боевике курящий положительный герой - брошеный Эрик напивается, падает на улице и замерзает в своем зачарованном сне, где видит, как они с Лехой вместе катятся под гору.
Получается до смешного нелепая ситуация: сняли бы "Зимний путь" в цивилизованной стране - его следовало бы упрекнуть в популизме и небескорыстной с точки зрения перспектив коммерческого проката сентиментальности, а по российским меркам картина чересчур смелая, при том что ее киноязык абсолютно традиционный, здесь нет ничего нового, необычайного в плане выразительных средств, если уж на то пошло, то стоит вспомнить фильм Михаила Брашинского "Гололед", где использовались очень похожие мотивы, но задействованы совершенно иные, куда более радикальные стилистические приемы; да и Франдетти гея играет не впервые, только в "Жестокости" его персонаж был второстепенным, а в "Зимнем пути" - главный герой. В то же время "Зимний путь" - чересчур профессиональный продукт для бесхитростного, рассчитанного на открытую эмоциональную реакцию сочинения - и в этом смысле уступает даже нескладным, но честным "Весельчакам" Феликса Михайлова.
Однако вообще стоит сказать: ребята - молодцы. Не следует им только по-интеллигентски путать гомосексуализм с зоофилией. Плачущий под Шуберта за кулисами Рахманиновского зала Леха - это, как сейчас принято говорить, ту мач.