«Зимний путь» жарким летом. Вымораживает!
Допустить до конкурса кино, малодушно отвергнутое "Кинотавром" (хотя, говорят, не бесспорно) и ММКФ, было смелостью со стороны выборгского фестиваля, за что ему огромное спасибо.
Картину сняли Сергей Тарамаев и Любовь Львова. Сценарий написали тоже они. Уже после просмотра я, балда, выяснила, что оба они ученики Петра Фоменко. Ну а чьи же еще? Эти люди нарушили абсолютно все правила и запреты. Все, какие только можно. Сняли кино про однополую любовь (да, звучит отвратительно, но не потому что "фи, это про геев", а потому что любовь к полу особого отношения вообще-то не имеет), с матом, водкой (хотя водку вроде не запрещают) и наркотиками. Но самое главное преступление - то, что это отличное, потрясающе талантливое кино. В общем, они сделали все, чтобы их картина никогда не вышла в отечественный прокат. И в этом им очень помогли актеры: Алексей Франдетти, Евгений Ткачук, Владимир Мишуков, Дмитрий Мухамадеев, Андрей Цымбалов, Александр Алексеевский, Игорь Войноровский, Валерий Ткачук, Сергей Дорофеев, Ниталия Павленкова. Хочется, чтобы жюри придумало для "Зимнего пути" хотя бы какую-то номинацию - типа "шок-это-по-нашему", потому что выиграть ему не дадут, но и игнорировать такое кино невозможно.
В общих чертах, история вот о чем. Студент консерватории Эрик репетирует для конкурса песенный цикл Шуберта "Зимний путь". Поет вяло, получает нагоняй, потом в тошной апатии едет домой в автобусе. В том же автобусеотморозок Леха избивает человека, отбирает у безучастного ко всему Эрика телефон с наушниками, тот подбирает оброненный Лехой кастет в виде ящера, потом напивается, но не потому что ограбили, а потому что тоска и потому что "люди любят себя по-всякому убивать, чтобы не мертветь".
Наутро Эрику звонит бойфренд, напарывается, естественно, на Леху, который позже перезванивает, чтобы получить обратно свой замысловатый кастет. Отморозка зовут в гости, и начинаются странные, невозможные отношения консерваторского мальчика Эрика и Лехи. Собственно, и влюбляется музыкант в отморозка тоже, чтоб "не мертветь". Шуберт теперь поется так хорошо, что совершеннейший скот Леха плачет и в целом обнаруживает в себе эстета. Но несмотря на очевидную провокацию сильных зрительских эмоций, кино ни разу, ни одним своим кадром не "пошлит" и не фальшивит, хотя к реальности, как и к певцу Эрику Курмангалиеву, по словам режиссера, отношения не имеет. Но эта вымышленная история до ужаса осязаема, она развивается по совершенно неумолимым законам и кончается должным образом - смертью.
- Другого финала быть и не могло, ни в какой Бомбей никто бы не улетел, - слишком много здесь запретов. Внешних и, главное, внутренних. Мой герой в бешенстве от самого себя, и он скорее бы спрыгнул с моста, чем вернулся, - сказал "Комсомолке" Леха - завораживающе талантливый актер Евгений Ткачук.