Август. Выборг. Российское кино. Киномарафон длиной в неделю включал около 80 анимационных, документальных и игровых фильмов. Посмотреть все невозможно. Выборг заставляет делать выбор каждый день. Я выбрала художественные фильмы и за несколько дней посмотрела 21 картину.
Фестиваль проходил с 8 по 14 августа и в последний день, как водится, назвал имена победителей – полностью список лауреатов с указанием полученных призов можно посмотреть на официальном сайте фестивале okno-filmfest.ru.
Формулу кинофорума 2013 года Президент фестиваля Армен Медведев сформулировал как «кино морального беспокойства».
В конкурсе игрового кино «Осенние премьеры» принимали участие 13 картин. Из них шесть были сделаны дебютантами, причем иногда в их числе были люди, профессионально состоявшиеся в ином амплуа, но впрвые выступившие как режиссеры . Это относится к фильмам «Зимний путь» и «Тяжелый случай». И если первый дебют профессиональный зритель (киноведы, кинокритики и журналисты, пишущие о кино) принял как высший пилотаж, то ко второму оказалось много вопросов, а само название послужило поводом для бесконечных щуток на эту тему. В этом году на фестивале оказались два фильма с одним названием- в программах игрового и неигрового кино, но как замечали в кулуарах, на самом деле тяжелых случаев в прямом смысле слова было куда больше. Их присутствие даже заставило активную часть киноведческой общественности обратиться к оргокомитету с конкретным предложенем, о котором я расскажу чуть ниже.
Я люблю росийское кино и кинофестиваль в Выборге посещаю пятый год подряд. Мне кажется очень интересным занятием просмотр фильмов именно в рамках такого кинофорума, когда сначала ты смотришь картину, потом имеешь возможность обменяться впечатлениями с другими зрителями и тут же на выходе из зала узнать мнение авторитетных киноведов, а на следующий день задать авторам любой вопрос серии «я не понял, зачем там вставили эпизод с …» или «мне показалось, вы вырезали часть про …». Каждое утро на фестивале начинается с пресс-конференции, на которой к журналистам выходят создатели лент, показанных вчера. Иногда получаются спокойные доброжелательные диалоги о кино, а иногда происходит горячая «сшибка мнений», и градус беседы зашкаливает с двух сторон.
Поскольку на кинофестивалях очень часто вместе со зрителями фильм полностью видят в первый раз и сами создатели (и признание в этом - общее место в церемонии представления), то ход просмотра - это публичное тестовое испытание. В тех ли местах зрители смеются, где этого требует сценарий, все ли шутки звучат с экрана столь же остроумно, как оно было в режиссерском представлении, выводит ли драматургия на состояние, близкое к катарсису, или недостатки монтажа вызывают разочарование и ощущение надувательства – честные моментальные ответы на эти вопросы съемочная группа иногда получает прямо в зале. Понятно, что иногда они радуют, а иногда огорчают.
Так что и как принимал зритель в 2013 году?
К сожалению, для меня, в этом году назначенное на 10 августа начало фестиваля передвинули с субботы на четверг, и мне удалось попасть в Выборг только к концу второго дня. Поэтому я не успела на фильм «ОНА», который стал первым по двум позициям: с него начинался конкурс игрового кино и именно он получил главный приз жюри, которое в этом году возглавлял Сергей Шакуров.
Но о 10 картинах конкурса зрительское (подчеркиваю!) мнение сложилось вполне определенное, и я им с удовольствие поделюсь с теми, кто тоже неравнодушен к российскому кино.
«SEX, КОФЕ, СИГАРЕТЫ», 18+, режиссер Сергей Ольденбург-Свинцов, 86 мин.
ЧТО на экране. Несколько новелл. Названием авторы выбрали три, по их мнению, ценности, присутствующие в жизни современного человека - и попытались поиронизировать по этому поводу. Ирония им отчасти удалась, а фильм, по-моему, совсем нет. Если это поиск, то он зашел в тупик. Если это ответ на вопрос о смысле жизни- то тем более. Скорее, здесь мы видим ученические упражнения на заданную тему. И конечно, все киноведы отметили перепев известного зарубежного киномэтра, который, правда обошелся без секса.… У критиков кино вызвало иронические улыбки. Хотя, признаюсь честно, именно из этого фильма я узнала, что самый дорогой кофе получается из экскрементов кошек особой породы, которые едят кофейные зерна, а потом их выдают…уже в виде… палочек… Но насколько эта информация мне необходима в процессе самоинтеграции? Кстати, героиня в этом сюжете очень хороша. И вообще, яркая плеяда звезд для фильма собрана режиссером. Тут тебе и Любовь Федосеева-Шукшина (она, кстати, представляла фильм в зале), и Роман Виктюк, и Агния Дитковските. Но получился некий странный продукт … Этакое полукино, причем, скорее, аморального беспокойства…
ДЛЯ КОГО фильм. От нечего делать его можно смотреть в компании друзей на домашней тусовке. Можно показать студентам, изучающим социологию, на семинаре и обсудить увиденное с точки зрения соответствия позиции режиссера данным опросов и исследований. Можно разобрать на занятии в киношколе. А вот рекомендовать его знакомым именно как кино - на мой взгляд, нельзя.
«ДЕЛИВЕРАНС», 18+, автор сценария и режиссер Сергей Кузнецов, 64 мин., дебют.
ЧТО на экране. Арт-хаус, драма, сложная человеческая история. Я, как и соседи по залу (уточняла!!!), само слово узнала только из титров. Деливеранс - избавление, освобождение; заявление. Здесь - все. Фильм задуман и снят интересно, хотя и немного путанно. Герой приходит в себя … в морге, не помнит, кто он, оказывается в больнице. Но память не совсем оставила его, в его сознании вспышками идут яркие фрагменты собственной жизни, связанные с чувством любви. Сначала шестилетнего мальчика к 14-летней девочке, потом – юноши- к девушке, потом-молодого человека- к женщине. Действующие лица – одни: сам герой и его объект. Мир любви хрупок, тонок, прекрасен, он состоит из взмаха девичьей руки, движения подола юбки, развеваемой ветром, из женских губ, глаз, касаний. Мир реального бытия – несовершенен, подл,ужасен, он состоит из человеческой грубости , полицейского беспредела, врачебного непрофессионализма. Два мира - две жизни. И визуально они решены по-разному. Реальная внешняя темная контрастирует с иллюзорной внутренней красочной. Прекрасный видеоряд создан точной операторской работой. Месседж автора - сугубо эстетический, но адресован к равным по уровню и близким по системе ценностей. Уважение к зрителю сквозит в каждом кадре. Специалисты сразу отметили фильм как претендента на награду.
Фильм получил специальный приз жюри за лучший дебют.
ДЛЯ КОГО. У вас есть такой же контраст между тонкими воспоминаниями и грубыми реалиями? Тогда фильм вроде бы для вас. Для рефлексирующих интеллигентов, которые после просмотра зарефлексируют еще сильнее? Хотя, может быть, увидев себя со стороны, они поймут, что не одиноки и как раз поправят здоровье. Думаю, он будет интересен тем, кто любит арт-хаус в чистом виде и не ждет от кино социального подтекста. Собрать таких в большом зале маловероятно. Фильм, я думаю, для домашнего кинотеатра и уединенного просмотра. Впрочем, любители могут посмотреть его на компьютере.
«ПРОЗРЕНИЕ», 18+, режиссер Александр Мелентьев, 85 мин., дебют.
ЧТО на экране. Психологическая драма с элементами детектива. Его главная тема перекликается с «Деливерансом» в части вопроса: какая жизнь все-таки настоящая - та, что происходит в нашем сознании или та, что идет вокруг в материальном мире? Но здесь у героя отсутствует не память, а зрение, при этом он отбывает срок за непреднамеренное убийство (да-да!!!). Его дело попадает к хорошему следователю, тот тщательно изучает материалы и приходит к выводу, что фигурант никого не убивал, что произошло самоубийство. В фильме присутствуют видеозаписи с камеры, на которую герой снимает (говорят, они это могут делать на звук) важные моменты – историю любви. Следователь в течение полутора часов то изучает запись, то истязает вопросами слепого молодого человека- и мы за этим наблюдаем. Молодой слепой узник оказывается очень стойким, как человек, познавший некую высшую мудрость. Он не юлит, не просит, не рвется на свободу любой ценой и вообще держится лучше немолодого зрячего силовика. По ходу их общения именно молодой объясняет немолодому, как нужно понимать жизнь. Эта линия вполне полноценна. Но линия следствия в фильме то ли не выстроена, то ли слишком урезана. Вертя весь фильм в руках одну кассету, в конце следователь приходит к нужному выводу и произносит ключевую фразу: «Сынок, это было самоубийство». И в зале это воспринимется как жуткий сценарный ляп, зрители просто хохочут. Общий вопрос: он что, не мог досмотреть ее сразу до конца?
Тем не менее на пресс-конференции много теплых слов было сказано исполнителю главной роли- слепого юноши- Павлу Михайлову, его даже поблагодарили за созданный образ.
ДЛЯ КОГО. Казалось бы, для тех, о ком… Но они его не посмотрят в силу своей особенности. Тогда для всех, кто потерял любовь: это происходит с тремя персонажами фильма- и все трое по-разному себя ведут потом. Для зала фильм несколько затянут. На телеэкране будет приемлем - конечно, не в прайм-тайм.
«ЗИМНИЙ ПУТЬ» ,18+, режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова, 90 мин., дебют.
ЧТО на экране. Любовная драма артиста-гея. Фильм прошел «на ура» - что очень странно и совершенно необъяснимо с позиций простой логики, но зато подтверждает критерий истинного искусства- оно должно трогать, волновать, заставлять сопереживать. Оно задевает даже те струны, о существовании которых внутри себя ты мог не подозревать. Людям традиционной ориентации, сидящим в зале, в большинстве своем совершенно неведомы и не особо интересны тонкости жизни гей-сообщества. Но нам с экрана рассказали историю -¬ и этот рассказ вызывает катарсис. Музыка Шуберта, педагог, вокал, тонкое красивое лицо студента консерватории… Мат, улица, драка, тупая рожа бездомного воришки… Тоже два мира. Но между представителями возникает чувство ... Правда, одностороннее - как и принадлежность к полу… Один (в блестящем исполнении Алексея Франдетти) готовится к международному конкурсу, но нарушает рекомендации педагога («сон, прогулки, Шуберт»). Второй (в особо блестящем исполнении Евгения Ткачука) к своему конкурсу всегда готов, он только ждет шанса… По ходу фильма мы видим, как высокое искусство оказывает воздействие на маргинала, и уже верим вопреки законам жанра в счастливый конец. Но нет. «Зимний путь» трагичен как у самого Шуберта, так и у исполняющего его вокальный цикл героя фильма. Музыкант под влиянием чувства оказывается способен на убийство, а после предательства друга замерзает на улице, потеряв разом и любовь. и смысл жизни. Зато объект его любви привычным для себя образом, кулаками и зубами, вырывает у жизни приз и тем самым свой конкурс выигрывает… На этом фильме очередной раз понимаешь: искусство- это больше не ЧТО, а КАК… Но… Надо ж тому случиться, что именно в момент выхода фильма в России ужесточается определенная линия законодательства! И вот прекрасная талантливая картина вынуждена держать удары со стороны и геефилов (« как-то гей-тусовка мрачновата!»), и геефобов («это что вы там воспеваете!») одновременно. Как я слышала, из-за этих нюансов картину не взяли в свои программы другие фестивали. Но большинство киноведов в Выборге сошлись на том, что это настоящее европейское кино, которое не стыдно показать на любом форуме: хоть в Берлине, хоть в Каннах.
Авторам на пресс-конференции устроили чуть ли не овацию, и они были счастливы. Восторженные отзывы им высказывали и потом. Были и свои смешные моменты. Исполнителю роли гопника-воришки Лехи Евгению Ткачуку из журналистской среды публично поступил личный вопрос женщины-матери:
-А как на самом деле там все у вас, в актерской среде? У меня сыну 18 лет, он поехал актерскому мастерству учиться - и я после вашего фильма всю ночь не спала!
Женя-Леха серьезно ответил:
-Я с этим боролся и бороться буду.
-А вот вы, вы-то сами как?
-Мы держимся, - заверил Женя.
Он, кстати, потом получил приз за лучшую актерскую работу. И это была не единственная награда фильму.
На закрытии Кирилл Разлогов, вручая авторам Белого слона- приз Гильдии кинокритиков-сказал, что это - за темпераментную сексуальную версию слияния высокой и массовой культуры. Этот тезис Армен Медведев иронично прокомментировал: мол, против законов Думы слон кинокритиков бессилен.
ДЛЯ КОГО. Фильм для большого экрана, для серьезного кинопроката. Он для всех, кому 18+ и кто ценит хорошее кино независимо от страны-производителя и ориентации героев. Я готова рассказывать о нем взахлеб всем, кто захочет слушать. Это был единственный фильм, по поводу которого я отбила эмоциональную СМС-ку друзьям прямо из зала.
ЛЫАХ (МОТЫЛЕК), 16+,режиссеры Вячеслав Семенов и Наталья Габышева, 74 мин.
ЧТО на экране. Драма разворачивается где-то на крайнем Севере. Герои говорят на местном диалекте, и фильм идет с субтитрами, как иностранный- что еще больше подчеркивает отличие происходящего на экране от современной жизни тех, кто его смотрит. го Действие фильма происходит в 70-е годы. Это история глухонемого юноши-сироты. Он живет один в старом доме на берегу огромной реки и работает в совхозе. В свободное время он делает фотографии с помощью пленочного фотоаппарата (молодежь уже не понимает, что это), проявляет пленку, сушит, печатает снимки через фотопроектор. Его жизнь лишена человеческого тепла, у него нет друзей и родных, его душу согревают лишь воспоминания о детстве. Тогда рядом была мама- любящая, красивая, неунывающая… Но ее давно нет. Люди вокруг относятся к герою по-разному: одни (соседи) сочувствуют и пытаются как-то устроить его жизнь, другие (девушки) смеются, а третьи (родственники) хотят выселить его из дома, который мать давным-давно выменяла на корову. Единственным другом героя становится собака. И как истинный друг она прощает ему все - даже предательство, совершенное от отчаяния - и в конце спасает: не дает уйти из жизни. Это пронзительный неспешный фильм о вечном в человеческой природе: о непритязательной честности и изворотливой подлости, о боли в душе, которая стремится к свету, как мотылек, и о ценности истинной дружбы, даже если это союз человека и собаки.
Фильм получил специальный приз Станислава и Андрея Ростоцких.
ДЛЯ КОГО. Для тех, кто готов воспринимать искусство душой и кто может себе позволить потратить 1 час 14 минут на просмотр. Как психотерапию его можно адресовать тем, кто чувствует, что стоит у самого края, но пока еще по эту сторону черты, отделяющей человека с совестью от тех, кто ее утратил, кто в ежедневной гонке за карьерой и материальными благами стал не человеком, а винтиком системы, потому что у него цель давно оправдывает средства и он уже превратился в некое иерархическое существо, живущее по принципу курятника «клевать ближнего и гадить на нижнего». Фильм способен помочь возрождению чувства эмпатии и напомнить, ЧТО есть добро и что есть зло.
Продолжение следует. Во второй части я расскажу про впечатление от фильмов «ЖЖ». «Метель», «Московские сумерки», «Тяжелый случай» и «Пельмени».
Фото okno-filmfest.ru.