Окно в Европу: Зимний путь в сумерках

Лидеры нынешнего «Окна в Европу» были показаны в первые дни работы фестиваля. И чем дальше кинофорум продвигался к своему завершению, тем яснее становилось, что ситуация уже не поменяется. Поэтому итоги фестиваля оказались вполне предсказуемыми.

«Зимний путь» дебютантов в кинорежиссуре Сергея Тарамаева и Любови Львовой сразу занял лидирующее положение в негласном фестивальном рейтинге. Рассказ о последних днях жизни студента вокального отделения консерватории Эрика (Алексей Франдетти), разворачивающийся на фоне зимней Москвы и музыки Шуберта, завораживает, вовлекает в свою орбиту, и в итоге фильм оставляет ощущение абсолютной целостности, законченности и внятности. Роковым для героя становится знакомство с «человеком из народа», простым, земным и грубым парнем Лёхой. Гибель героя в финале картины вполне закономерна — хрупкая, воздушная красота не выдерживает столкновения с жесткой реальностью.

«Зимний путь» получил Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. И не вызывал сомнения тот факт, что жюри, которое возглавлял актёр Сергей Шакуров, не решится отдать одну из главных наград данной картине. Это было б уж слишком радикально, практически по-каннски.

Но Выборг — всё же не Канны, а Россия — не Франция. Поэтому фильм, в котором явно присутствует гомосексуальная тема, и где очень много и смачно ругаются матом, априори не мог стать главным призёром выборгского конкурса. Тем не менее, невозможно было не отметить совершенно фантастическую, виртуозную игру актера Евгения Ткачука, исполнителя роли Лёхи. Практически с самого первого появления в кадре он покоряет своей сумасшедшей экспрессией и просто животной органикой. И жюри не разочаровало, присудив Ткачуку приз за лучшую мужскую роль. Что будет с прокатной судьбой «Зимнего пути» — по вполне понятным причинам пока неизвестно. В ближайшее время картину покажут на кинофестивале «Московская премьера».

Среди дебютов, представленных в конкурсе, также положительное впечатление произвел «Деливеранс» Сергея Кузнецова (картина и получила приз за лучший дебют). При всем несовершенстве и неровности повествования, эта работа, однако, подкупает своей трогательной искренностью. Первая любовь, пронесенная сквозь годы, осознание того, что это счастье оказывается невозможным, недостижимым, ностальгия по былой невинности — все эти тонкие материи режиссёр преподносит очень деликатно, бережно, противопоставляя им жестокий реальный современный мир, где потерю памяти можно посчитать не за несчастье, а за благо. Герой картины просыпается в морге, куда его отправили по ошибке, после того как его избили полицейские. Его память девственно чиста, (он не в курсе даже как его зовут), а на вопрос, хотел бы он, чтобы она к нему вернулась, честно отвечает «не знаю».

Главный приз фестиваля был присуждён социальной драме Ларисы Садиловой «Она». Она — это девушка Майя, которая приезжает в Москву из Таджикистана к своему возлюбленному, совершая практически своеобразный подвиг, не зная русского языка, бросая вызов устоям и приличиям, надеясь лишь на защиту своего мужчины. Надеясь напрасно, ибо он в конечном итоге предаёт её. Но режиссёр щадит свою героиню и не даёт ей погибнуть в чужом для нее мире, фильм заканчивается практически хэппи-эндом.

Помимо того, что это крепкая, интересно и понятно рассказанная история, фильм в какой-то степени ценен ещё и тем, что показывает зрителям ту сторону нашей действительности, которая хоть и лежит на поверхности, и окружает нас практически повседневно, но для большинства все равно является чем-то неизведанным и неизвестным. Привычно ругаясь на «засилие» таджикских мигрантов (тем не менее, частенько пользуясь их услугами), редко кто задумывается о том, как они здесь живут, чем живут, вообще — какие они. Реалистичный и честный фильм Садиловой частично отвечает на эти вопросы и помогает если не принять и полюбить их (это было бы уж, наверное, слишком, да и ни к чему), то хотя бы немного понять.

Еще один традиционный конкурс «Окна в Европу» «Выборгский счёт» отмечает картины, ставшие лидерами зрительского голосования (анкеты выдаются перед каждым сеансом). В этом соревновании участвуют не только фильмы из основного конкурса, но также и картины, которые уже были показаны на других фестивалях. В этом году лидером «Выборгского счета» стала абсолютно зрительская картина Алены Званцовой «Московские сумерки», которой удалось даже опередить триумфатора «Кинотавра» «Географ глобус пропил» Александра Велединского (2-е место) и картину мэтра Станислава Говорухина «Weekend» (3-е место).

Алена Званцова вызывает настоящее уважение преданностью избранной теме. Потусторонний мир, загробная жизнь, связь между живыми и мертвыми — уже далеко не в первой своей работе она исследует данный аспект. По ее сценарию режиссером Кареном Оганесяном был снят изумительный фильм «Я остаюсь», где герой Андрея Краско, попав в кому, балансирует между Тем и Этим светом. Ещё одно исследование Званцовой на эту тему — мини-сериал «Небесный суд». И вот наконец «Московские сумерки», рассказывающие о том, как некий мужчина, погибнув, не покинул землю навсегда, а вернулся в мир живых в качестве привидения. Фильм сделан с добрым юмором, очень светло и тепло, и радушный прием выборгских зрителей неудивителен.

Среди обманутых ожиданий — фильм Константина Мурзенко «Тяжелый случай». Дебютировав в 2001 году феерическим «Апрелем», режиссёр молчал 13 лет. Поэтому его новая работа заранее вызывала живой интерес. Общее настроение, возникшее у большинства после просмотра «Тяжелого случая», остроумной репликой выразил президент «Окна в Европу» Армен Медведев — «я начал смотреть этот фильм с гораздо большим интересом, чем закончил».

История о милиционере, потерявшем память и решившем, что раньше он был киллером, написанная Станиславом Зельвенским, имела все шансы на то, чтобы быть рассказанной легко и изящно. И, казалось бы, это Мурзенко как раз подвластно. Но вот лёгкости этой картине абсолютно не хватает, она тяжелым кирпичом ударяет по зрительскому сознанию и оставляет чувство тягостного недоумения и разочарования.