Окно в Европу: Зимний путь в сумерках
Лидеры нынешнего «Окна в Европу» были показаны в первые дни работы фестиваля. И чем дальше кинофорум продвигался к своему завершению, тем яснее становилось, что ситуация уже не поменяется. Поэтому итоги фестиваля оказались вполне предсказуемыми.
«Зимний путь» дебютантов в кинорежиссуре Сергея Тарамаева и Любови Львовой сразу занял лидирующее положение в негласном фестивальном рейтинге. Рассказ о последних днях жизни студента вокального отделения консерватории Эрика (Алексей Франдетти), разворачивающийся на фоне зимней Москвы и музыки Шуберта, завораживает, вовлекает в свою орбиту, и в итоге фильм оставляет ощущение абсолютной целостности, законченности и внятности. Роковым для героя становится знакомство с «человеком из народа», простым, земным и грубым парнем Лёхой. Гибель героя в финале картины вполне закономерна хрупкая, воздушная красота не выдерживает столкновения с жесткой реальностью.
«Зимний путь» получил Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. И не вызывал сомнения тот факт, что жюри, которое возглавлял актёр Сергей Шакуров, не решится отдать одну из главных наград данной картине. Это было б уж слишком радикально, практически по-каннски.
Но Выборг всё же не Канны, а Россия не Франция. Поэтому фильм, в котором явно присутствует гомосексуальная тема, и где очень много и смачно ругаются матом, априори не мог стать главным призёром выборгского конкурса. Тем не менее, невозможно было не отметить совершенно фантастическую, виртуозную игру актера Евгения Ткачука, исполнителя роли Лёхи. Практически с самого первого появления в кадре он покоряет своей сумасшедшей экспрессией и просто животной органикой. И жюри не разочаровало, присудив Ткачуку приз за лучшую мужскую роль. Что будет с прокатной судьбой «Зимнего пути» по вполне понятным причинам пока неизвестно. В ближайшее время картину покажут на кинофестивале «Московская премьера».
Среди дебютов, представленных в конкурсе, также положительное впечатление произвел «Деливеранс» Сергея Кузнецова (картина и получила приз за лучший дебют). При всем несовершенстве и неровности повествования, эта работа, однако, подкупает своей трогательной искренностью. Первая любовь, пронесенная сквозь годы, осознание того, что это счастье оказывается невозможным, недостижимым, ностальгия по былой невинности все эти тонкие материи режиссёр преподносит очень деликатно, бережно, противопоставляя им жестокий реальный современный мир, где потерю памяти можно посчитать не за несчастье, а за благо. Герой картины просыпается в морге, куда его отправили по ошибке, после того как его избили полицейские. Его память девственно чиста, (он не в курсе даже как его зовут), а на вопрос, хотел бы он, чтобы она к нему вернулась, честно отвечает «не знаю».
Главный приз фестиваля был присуждён социальной драме Ларисы Садиловой «Она». Она это девушка Майя, которая приезжает в Москву из Таджикистана к своему возлюбленному, совершая практически своеобразный подвиг, не зная русского языка, бросая вызов устоям и приличиям, надеясь лишь на защиту своего мужчины. Надеясь напрасно, ибо он в конечном итоге предаёт её. Но режиссёр щадит свою героиню и не даёт ей погибнуть в чужом для нее мире, фильм заканчивается практически хэппи-эндом.
Помимо того, что это крепкая, интересно и понятно рассказанная история, фильм в какой-то степени ценен ещё и тем, что показывает зрителям ту сторону нашей действительности, которая хоть и лежит на поверхности, и окружает нас практически повседневно, но для большинства все равно является чем-то неизведанным и неизвестным. Привычно ругаясь на «засилие» таджикских мигрантов (тем не менее, частенько пользуясь их услугами), редко кто задумывается о том, как они здесь живут, чем живут, вообще какие они. Реалистичный и честный фильм Садиловой частично отвечает на эти вопросы и помогает если не принять и полюбить их (это было бы уж, наверное, слишком, да и ни к чему), то хотя бы немного понять.
Еще один традиционный конкурс «Окна в Европу» «Выборгский счёт» отмечает картины, ставшие лидерами зрительского голосования (анкеты выдаются перед каждым сеансом). В этом соревновании участвуют не только фильмы из основного конкурса, но также и картины, которые уже были показаны на других фестивалях. В этом году лидером «Выборгского счета» стала абсолютно зрительская картина Алены Званцовой «Московские сумерки», которой удалось даже опередить триумфатора «Кинотавра» «Географ глобус пропил» Александра Велединского (2-е место) и картину мэтра Станислава Говорухина «Weekend» (3-е место).
Алена Званцова вызывает настоящее уважение преданностью избранной теме. Потусторонний мир, загробная жизнь, связь между живыми и мертвыми уже далеко не в первой своей работе она исследует данный аспект. По ее сценарию режиссером Кареном Оганесяном был снят изумительный фильм «Я остаюсь», где герой Андрея Краско, попав в кому, балансирует между Тем и Этим светом. Ещё одно исследование Званцовой на эту тему мини-сериал «Небесный суд». И вот наконец «Московские сумерки», рассказывающие о том, как некий мужчина, погибнув, не покинул землю навсегда, а вернулся в мир живых в качестве привидения. Фильм сделан с добрым юмором, очень светло и тепло, и радушный прием выборгских зрителей неудивителен.
Среди обманутых ожиданий фильм Константина Мурзенко «Тяжелый случай». Дебютировав в 2001 году феерическим «Апрелем», режиссёр молчал 13 лет. Поэтому его новая работа заранее вызывала живой интерес. Общее настроение, возникшее у большинства после просмотра «Тяжелого случая», остроумной репликой выразил президент «Окна в Европу» Армен Медведев «я начал смотреть этот фильм с гораздо большим интересом, чем закончил».
История о милиционере, потерявшем память и решившем, что раньше он был киллером, написанная Станиславом Зельвенским, имела все шансы на то, чтобы быть рассказанной легко и изящно. И, казалось бы, это Мурзенко как раз подвластно. Но вот лёгкости этой картине абсолютно не хватает, она тяжелым кирпичом ударяет по зрительскому сознанию и оставляет чувство тягостного недоумения и разочарования.