«Тихий Дон»: как делается кино
Режиссер Сергей Урсуляк снимает четвертую экранизацию романа Михаила Шолохова. Редакция Woman’s Day побывала на съемочной площадке.
-
Курень Аксиньи и Степана Астаховых
-
С одной стороны – курень, с другой – австрийский дом
-
Сценарий сериала, найденный в "курене" Мелеховых
-
Сценарий сериала, найденный в "курене" Мелеховых
Первый день в хуторе Татарском (на деле – степи близ станицы Еланской), описанном писателем в романе, встретил тишиной и пустыми куренями. Киношники прозвали это место «Песками» из-за песчаных вихрей, поднимаемых ветром. Все на репетиции военных сцен. И правда, где-то за нами в лесополосе пугающе бахало и свистело. На «поле брани» не пустили, предложили осмотреть декорации. Дома хуторян, здание райкома, мельницу строили и состаривали девять месяцев. «Почти все создавали с нуля, – поясняет художник-постановщик Алим Матвейчук (отец актера Глеба Матвейчука). – Некоторые декорации у нас и вовсе двусторонние: взглянешь на дом с одной стороны – камышовая крыша, побелка, а с другой – черепица, деревянные перегородки. А все для того, чтобы снимать и жизнь хутора Татарского, и военные действия близ австрийской деревни, не возводя дополнительных построек».
По дороге на противоположный, крутой берег Дона, где нас ждали подворья Мелеховых и Астаховых, встречаем конников на красавцах жеребцах. Это местные парни, участвующие в массовке, ведут на выгул стадо. Спустя 25 минут езды по мосту выходим. Ступаем на мелеховский баз. Сарай, летняя кухня (печка и стол), лодка – кажется, что здесь действительно живут люди. В доме просторно, но темно. На стенах – фотографии с изображением семьи Мелеховых. На столе в одной из спален забытый сценарий фильма. Перелистываем и удивляемся – всюду пометки от руки. «Улыбнули» комментарии в графе «Грим»: «Все мокрые» или «Лица испачканы арбузом».
Соседнее подворье – астаховское. Заходим в дом – здесь уютнее, чем у соседей: пестрое покрывало на кровати, разноцветный ковер на стене, бусы из деревянных катушек… В серванте строем – белые старинные тарелки. Разглядываем поближе – IKEA!
Кстати, большую помощь съемочной группе и реквизиторам оказали местные жители: сшивали плетень из камыша, приносили подлинные вещи XIX века: настоящие самовары, чемоданы, сундуки, занавески, а для сцен застолий – знаменитые шолоховские соленые арбузы. Многое было взято из частных коллекций. Как выяснилось позже, главная находка – свадебный венок Натальи. Настоящий, с дрожалками на проволочках, но не восковыми, как было сто лет назад, а бисерными. Свадебный костюм Натальи оказался самым сложным в исполнении: юбку из современной ткани и рукава сшили сами, а блузу XIX века с ришелье и кружевными прошвами нашли в частной коллекции. Большинство костюмов актеров шили, красили, тонировали вручную. Солдатскую одежду даже варили в марганцовке – состаривали. Хитрости костюмеры применяли и к обуви. Женщины на Дону носили чиряки – кожаные закрытые тапочки, но некоторые актрисы ходят по площадке в черных балетках с круглыми носами. Черный цвет казачки любили и в одежде, особенно по праздникам. Но в кадре его заменяют на темно-синий, зеленый, коричневый – выигрышнее смотрится.
-
Евгений Ткачук в роли Гришки Мелехова
-
Евгений Ткачук в роли Гришки Мелехова
-
Никита Ефремов играет Митьку Коршунова
Актрису на роль Аксиньи выбирали дольше остальных. В результате на экране мы увидим 20-летнюю Полину Чернышову, выпускницу Театрального института им. Бориса Щукина. «В ней очень богатая природа, – пояснил режиссер. – Если выбирать между абсолютным соответствием внешности Аксиньи и богатством внутренней природы, я отдам предпочтение второму. Актрис с губами у нас много, а живущих в кадре – мало». Роль соперницы Аксиньи – Натальи Коршуновой – исполняет младшая дочь режиссера Дарья Урсуляк.
– Девочки-актрисы обучались всему, что умела женщина времен «Тихого Дона», – рассказала продюсер сериала Светлана Безган. – И говорить, и повязывать платок, и носить коромысло с водой. Я уже не говорю о кормлении птицы, дойке коров и лепке вареников.
Мужчины, как выяснилось, почти полгода входили в роли казаков: Евгений Ткачук, Никита Ефремов (он играет Митьку Коршунова), сын актера Михаила Ефремова, Александр Яценко (в кадре – Мишка Кошевой) и другие учились правильно скакать на коне, рубить шашкой, а Сергей Маковецкий – еще и косить траву.
Второй день на площадке оказался динамичным: снимали сцену прохода войска, в котором Гришка Мелехов с друзьями отправляется на войну. Посреди широкой степи – сотня лошадей с седоками, спереди и сбоку – внедорожники с прикрученными камерами, в каком-то из них – режиссер. Камера, мотор, вперед! Прошли метров двести и на исходную. Снова проходка и опять по местам. Сколько раз войско передвигалось по степи туда и обратно, не посчитали, но ушло на это около пяти часов.
– А ведь на экране это займет всего пятнадцать секунд, – пояснил Сергей Урсуляк. – Понимаете, проще всего снимать двух людей в кадре. А если в процесс вмешивается природа или животные… Огромные силы уходят на то, чтобы обуздать лошадей, заставить идти быков, «остановить» дождь. Практически со всем у нас справляются актеры, но некоторые сцены все же невозможны без дублеров. Например, в одном кадре бричка обгоняет другую. По сути это просто технический трюк. До и после их ведут актеры, но в самый сложный момент подменяют дублеры.
-
Евгений Ткачук на обеде: левша, как и Григорий!
Перерыв на обед для актеров (и коней) начался около пяти часов. Бравые казаки отклеили усы и – за ложки! Кормят артистов сытно: горячее с гарниром, салат, пирожки, компот. А как иначе, если съемочный день начинается в 8 утра, а заканчивается в 9 вечера? Увидели за столом Евгения Ткачука – обедал сосредоточенно, почти ни с кем не общаясь. Приглядевшись, понимаем, что исполнитель роли Гришки Мелехова левша, как и его герой! Или он так хорошо вошел в роль? После трапезы Евгений пожелал отдохнуть – изнурительные съемки под солнцем, скачки, тут уж не до журналистов. Понимающе киваем и отправляемся к режиссеру.
Сергей Владимирович, как всегда, приветлив: «Снимать картину принципиально было решено на Дону. Наверное, проще было бы в Подмосковье, но здесь все подлинное. Это должно помочь актерам, мы не врем себе и зрителю: вот Дон, вот степь, вот яр. Для меня «Тихий Дон» это история не про власть, а про двух людей, которые могли быть счастливы, а счастья не вышло. Сначала мы встречаем всех героев в 1912 году, когда они друзья, любят друг друга и впереди длинная жизнь. А через десять лет они приходят к краху только потому, что в это дело вмешалась злая сила – война».