В Серафимовиче снимались эпизоды нового телесериала «Тихий Дон»

Новый десятисерийный фильм по культовому роману Шолохова известный режиссер Сергей Урсуляк («Ликвидация, «Исаев», «Жизнь и судьба») сегодня снимает в Ростовской области. Однако несколько «натурных» эпизодов сняты недавно у нас в Серафимовиче, в исконно казачьих краях.

Старый дом на берегу

Двухэтажный особняк красного кирпича старинной кладки бывшей серафимовичской школы № 2 не случайно приглянулся киношникам. Там в начале ноября проходили съемки будущего фильма. Колоритное здание, построенное в конце девятнадцатого века, – своеобразная визитная карточка города. Его нельзя не заметить при въезде со стороны Михайловки. Вот оно, а вот рядом Дон.

В этом самом здании, по замыслу режиссера, расположился госпиталь, в котором находился на излечении раненый Григорий Мелехов. Там снималась известная сцена из романа: в палату приходит высокое начальство, Мелихова спрашивают, за что он получил крест, а строптивый Гришка отвечает, что ему бы по малой нужде отлучиться. Там же снимались эпизоды, как раненые казаки читают письма из дома про то, как тяжко их родным жить без своих кормильцев.

– Интересно, что с центрального входа это здание снимали как госпиталь. А с тылов то же самое здание «стало» местной тюрьмой, после того как к нему пристроили небольшую декорацию, будку охранника, – рассказывает редактор местной газеты Григорий Выпряшкин.

В Серафимовиче Сергея Урсуляка, по его признанию, привлекла необыкновенно красивая природа нашего Дона, головокружительные панорамы осенней природы. И вообще, то, что называют «гением места». Ведь эта земля и по сей день сохраняет дух, говор, традиции уклада жизни донских казаков.

– Это ведь исторически территория Области Войска Донского. К тому же и в романе наша станица упоминается. Григорий повел свою сотню на Усть-Медведицкую, но, когда красные открыли шквальный огонь, отошел, пожалев своих казаков, не повел их под обстрел, за что и был наказан. В двадцати километрах находилась станица Усть-Хоперская, она тоже упоминаемая в романе, – гордится Выпряшкин.

Прическа для кастинга

В массовку под прицел кинокамер попали местные жители. Для эпизодических ролей они проходили кастинг. Женщин с модными короткими стрижками не брали – подходили только свои некрашенные длинные волосы.

От мужчин требовались соответствующий возраст, внешние данные – чтоб на справных казаков были похожи. А тех, кто седлу привычен, джигитовкой занимается, членов местного конно-спортивного клуба даже приглашали для съемок батальных, походных сцен в Ростовскую область.

Как подобает артистам, непрофессионалы – участники съемок получали небольшие гонорары, 500 рублей в день. Да разве дело в деньгах? Главное, чтобы в фильме все было по правде, без вранья, считают земляки. Поэтому они неравнодушно следили за происходящим на съемочной площадке.

Вот пациентов госпиталя – «фронтовиков» одели в толстые серые халаты, это вроде похоже на жизнь. С особым пристрастием наблюдали за исполнителем главной роли Григория Мелехова. Гримеры ему сделали нос с горбинкой, чернявый чуб – да, это по-нашему. Но уж больно парень маленький, щуплый, что он он с Аксиньей-то будет делать? – шутили наблюдатели. Вполне возможно, переживать им не о чем, ведь известно, что экран прибавляет актерам солидности и фактуры.

В сериале снимаются в основном молодые актеры. В роли Аксиньи – студентка Щукинского училища Полина Чернышева, в роли Григория Мелехова – известный по главной роли в фильме «Жизнь и приключения Мишки Япончика» Евгений Ткачук; Сергей Маковецкий – Пантелей Прокофьевич, Людмила Зайцева – Ильинична.

Дубль четыре

Это уже четвертая киноверсия великого романа. Премьера сериала планируется в мае 2015 года на телеканале «Россия» к 110-летию Михаила Шолохова.

Режиссер Сергей Урсуляк считает, что экранизаций "Тихого Дона" может быть сколько угодно. В ряде интервью российским медиа он подчеркивал, что не будет «новых прочтений», «актуализаций» классического произведения. Урсуляк намерен четко следовать за сюжетом, преподнося его современными кинематографическими средствами, интересными сегодняшним зрителям.

Основной рабочий процесс проходит неподалеку от шолоховской Вешенской, в частности, в степи у станицы Еланской Ростовской области, где построены монументальные декорации. Там появились аутентичные курени с базами в окружении плетней, например, «дом Кошевого», «лавка Мохова» и т. д. Позже съемочные объекты даже хотят использовать в туристических целях. А вот у нас в Волгоградской области, как выяснилось, есть такие места, которые без всяких прикрас просятся на экран.

Вешенская и сегодня, через 30 лет после смерти Михаила Шолохова, с благодарностью вспоминает знаменитого земляка. С его помощью оказавшаяся вдали от федеральных трасс станица обзавелась асфальтовыми улицами, ежегодным ремонтом дорог и фасадов. Многим станичникам помог лично Михаил Александрович: говорят, что у добродушного писателя часто занимали деньги. Без Шолохова не приезжали бы сюда и туристы.

В музее писателя много посетителей. Двухэтажный дом с террасой автор «Тихого Дона» начал строить сразу после войны. Тогда академикам (получив Сталинскую премию, писатель вошел в АН СССР) строили дачи, но строптивый Шолохов наотрез отказался переезжать в Подмосковье. Ему выделили 1,2 га донской земли, на которой уже жили четыре семьи; их пришлось переселить. Стройматериалы везли из Москвы, от ближайшей станции до Вешенской больше ста километров; «академических» хватило лишь на начало стройки, а чтобы довести ее до конца, Михаил Александрович взял ссуду, по которой расплачивался до середины 1970-х годов.

Попытка номер четыре

При жизни нобелевского лауреата дом считался богатым, здесь с ночевкой останавливался даже Никита Хрущев. С черно-белых фотографий смотрят и другие знаменитые гости: катавшийся на писательской ГАЗ-69 Юрий Гагарин, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Василий Шукшин. Рассказывают, что Бондарчук, планировавший сыграть главную роль в своем же фильме по рассказу Шолохова «Судьба человека», не понравился автору: слишком нежными для главного героя — прошедшего немецкий концлагерь шофера — показались режиссерские руки. Когда загримированный Бондарчук в солдатской гимнастерке пришел к дому писателя, тот смягчился. Вышедший в итоге фильм Михаил Александрович считал лучшей экранизацией своих произведений.

Первая версия «Тихого Дона», снятая в 1930 году, Шолохову не понравилась.

Фильм был немым и затрагивал лишь личные отношения Мелехова, без привязки к исторической панораме. Между тем сыгравшую там Аксинью актрису Эмму Цесарскую писатель считал лучшим воплощением главной героини романа. Об экранизации Герасимова 1958 года Шолохов отзывался положительно. Версия Бондарчука, снятая на итальянские деньги и 15 лет пролежавшая на полке, вышла уже после смерти писателя и была раскритикована зрителями.

«Планка очень высока, Бондарчук и Герасимов — великие режиссеры, а начав работу над «Тихим Доном», испытываю к ним еще большее уважение, понимаю, какой это титанический труд, — рассказывает «Газете.Ru» генеральный директор «Москино», продюсер фильма Мария Ушакова. — Тем не менее наш «Тихий Дон» — это не ремейк фильма Герасимова, а экранизация литературного произведения. «Тихий Дон» можно экранизировать многократно, потому что речь идет о вечных ценностях — любви, верности, преданности родине, своему роду, — и актуальность его особенно бросается в глаза сейчас, когда на Украине идет братоубийственная война. Так что четыре экранизации — совсем немного. «Анну Каренину» около 40 раз снимали, и режиссеры продолжают браться за этот роман».

К слову, подготовка к фильму идет уже пару лет, идею предложивший экранизировать роман Урсуляк вынашивал еще раньше. Так что «на злобу дня» сериал оказался случайно.

Жар съемок


«Изначально хотели снимать здесь, поскольку это родина Шолохова, здесь он работал над книгой, каждый местный житель может рассказать, в каком доме жил тот или иной прототип героя романа, где встречались Григорий с Аксиньей, где погиб Петр. Для них это не литературное произведение, а реальность. Живы внуки прототипов, некоторые носят те же фамилии», — пояснила Ушакова.

Останавливала отдаленность Вешенской: до аэропорта — 400 км, ближайшая железнодорожная станция — в паре часов езды. Съемки же планировались масштабные; нужно было возвести в чистом поле 3 декорационных комплекса, больше 30 строений. И персонажей занято много, возить актеров с каскадерами сложно и дорого. В общем, с производственной точки зрения крайне неудобное место. «Прошло несколько экспедиций по Центральной России, когда режиссер понял, что снимать нужно только здесь, и настоял на этом, — рассказывает Ушакова. — Теперь, когда видим отснятый материал, понимаем, как он был прав.

Все невероятно подлинно. Дон играет одну из главных ролей в фильме».


Декорации для «Тихого Дона» начали возводить еще осенью. Чтобы не мешали следы цивилизации, бетонные опоры линии электропередачи покрасили в черный цвет; потом столбы затрут компьютерщики. Они же перенесут съемку из донской глуши на улицы Риги, изображающие занятый казаками австрийский город. С помощью компьютерной графики расширят и батальные сцены: на съемках скачут не больше 60 всадников, а в кадре их должна быть не одна сотня. Даже подходящих лошадей, на которых воевали донские казаки, завезли из Подмосковья; их собирали и со всей Ростовской области, некоторых на коневозках за сотни километров доставили.

Бравые донцы с боевой песней проезжают мимо хромакея — натянутого в поле зеленого задника; в фильме он превратится в старинные домики европейского города.

Под палящим солнцем только за пару часов сделали десять дублей: то режиссер считал, что актеры поют не слишком воодушевленно, то, наоборот, «как Кубанский казачий хор». Одну сцену пришлось переснимать раз за разом. Между попытками актерам — рядом ехали исполнитель главной роли Ткачук и Никита Ефремов — только успевали подносить холодную воду, вытирать пот и поправлять предательски отклеивающиеся усы. Не занятые в кадре участники съемок терпеливо следили за дублями со стороны, спасаясь под тенью единственного дерева и заворачиваясь в невесомые платки. В фильме сцена займет лишь несколько секунд.

Ретроспектива



Продюсер искренне гордится атрибутами: на подворья завезли волов (сегодня не найти тех, кто привык ходить в парной упряжке, поэтому купили молодых бычков и несколько месяцев тренировали), в хатах много аутентичных вещей из казачьего обихода. Для правдоподобности «под старину» сделали несколько фотографий с актерами, которые повесили вперемежку с наклеенными на картонки фотоателье старинными снимками.

Одежду тоже специально старили, или, как говорят киношники, фактурили. В прошлый раз, когда «Жизнь и судьбу» снимали, для потрепанности прокрутили костюмы в бетономешалке.

Конной подготовкой с актерами занимался каскадер Евгений Богородский.

«Казаки, как и восточные воины, ездили на коротких стременах, чтобы во время боя стоя рубить шашкой и колоть пикой. Из пришедших актеров все, кроме Евгения Ткачука, который Гришку играет, были с нулевым опытом, все начинали с азов», — делится каскадер. На подготовку ушло около трех месяцев занятий по несколько раз в неделю. «Падали, как горох», — с улыбкой вспоминает тренировки собеседник. Обошлось, правда, без особых травм: манеж на подворье посыпан опилками, падать мягко. «Сейчас у ребят уровень неплохой, за конные сцены не стыдно будет», — подытожил каскадер.

Актрисам тоже пришлось осваивать казачий быт: ездили к вешенцам учиться доить корову.

Создатели сериала уверяют, что цензурного давления не испытывают, снимают так, как видит режиссер. А зрителя и широкое обсуждение сериал обеспечил себе уже по факту выбора книги для экранизации.