«Тихий Дон» можно экранизировать многократно

С начала июня в окрестностях станицы Вешенской идут съемки телесериала «Тихий Дон» — эпопею Михаила Шолохова о донском казачестве экранизируют четвертый раз за 80 лет. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на съемках фильма, который российский зритель увидит в 2015 году на телеканале «Россия 1».

В песчаном поле недалеко от станицы Вешенской построены масштабные декорации: три настоящих хутора с домами и десятками дворовых построек. В каждой из них до мелочей, до веревочек на оконных занавесках и вышивки на скатерти, воссоздана обстановка начала прошлого века. Режиссеру Сергею Урсуляку предстоит поверить свой многосерийный «Тихий Дон», планируемый к выходу в год 110-летия Михаила Шолохова, экранизациями, которые делали Сергей Герасимов в 1958 году и Сергей Бондарчук (вышел в 2006-м). Исполнителями главных ролей в новом фильме стали Евгений Ткачук и Полина Чернышова.

Добрая слава

Вешенская и сегодня, через 30 лет после смерти Михаила Шолохова, с благодарностью вспоминает знаменитого земляка. С его помощью оказавшаяся вдали от федеральных трасс станица обзавелась асфальтовыми улицами, ежегодным ремонтом дорог и фасадов. Многим станичникам помог лично Михаил Александрович: говорят, что у добродушного писателя часто занимали деньги. Без Шолохова не приезжали бы сюда и туристы.

В музее писателя много посетителей. Двухэтажный дом с террасой автор «Тихого Дона» начал строить сразу после войны. Тогда академикам (получив Сталинскую премию, писатель вошел в АН СССР) строили дачи, но строптивый Шолохов наотрез отказался переезжать в Подмосковье. Ему выделили 1,2 га донской земли, на которой уже жили четыре семьи; их пришлось переселить. Стройматериалы везли из Москвы, от ближайшей станции до Вешенской больше ста километров; «академических» хватило лишь на начало стройки, а чтобы довести ее до конца, Михаил Александрович взял ссуду, по которой расплачивался до середины 1970-х годов.

Попытка номер четыре

При жизни нобелевского лауреата дом считался богатым, здесь с ночевкой останавливался даже Никита Хрущев. С черно-белых фотографий смотрят и другие знаменитые гости: катавшийся на писательской ГАЗ-69 Юрий Гагарин, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Василий Шукшин. Рассказывают, что Бондарчук, планировавший сыграть главную роль в своем же фильме по рассказу Шолохова «Судьба человека», не понравился автору: слишком нежными для главного героя — прошедшего немецкий концлагерь шофера — показались режиссерские руки. Когда загримированный Бондарчук в солдатской гимнастерке пришел к дому писателя, тот смягчился. Вышедший в итоге фильм Михаил Александрович считал лучшей экранизацией своих произведений.

Первая версия «Тихого Дона», снятая в 1930 году, Шолохову не понравилась.

Фильм был немым и затрагивал лишь личные отношения Мелехова, без привязки к исторической панораме. Между тем сыгравшую там Аксинью актрису Эмму Цесарскую писатель считал лучшим воплощением главной героини романа. Об экранизации Герасимова 1958 года Шолохов отзывался положительно. Версия Бондарчука, снятая на итальянские деньги и 15 лет пролежавшая на полке, вышла уже после смерти писателя и была раскритикована зрителями.

«Планка очень высока, Бондарчук и Герасимов — великие режиссеры, а начав работу над «Тихим Доном», испытываю к ним еще большее уважение, понимаю, какой это титанический труд, — рассказывает «Газете.Ru» генеральный директор «Москино», продюсер фильма Мария Ушакова. — Тем не менее наш «Тихий Дон» — это не ремейк фильма Герасимова, а экранизация литературного произведения. «Тихий Дон» можно экранизировать многократно, потому что речь идет о вечных ценностях — любви, верности, преданности родине, своему роду, — и актуальность его особенно бросается в глаза сейчас, когда на Украине идет братоубийственная война. Так что четыре экранизации — совсем немного. «Анну Каренину» около 40 раз снимали, и режиссеры продолжают браться за этот роман».

К слову, подготовка к фильму идет уже пару лет, идею предложивший экранизировать роман Урсуляк вынашивал еще раньше. Так что «на злобу дня» сериал оказался случайно.

Жар съемок


«Изначально хотели снимать здесь, поскольку это родина Шолохова, здесь он работал над книгой, каждый местный житель может рассказать, в каком доме жил тот или иной прототип героя романа, где встречались Григорий с Аксиньей, где погиб Петр. Для них это не литературное произведение, а реальность. Живы внуки прототипов, некоторые носят те же фамилии», — пояснила Ушакова.

Останавливала отдаленность Вешенской: до аэропорта — 400 км, ближайшая железнодорожная станция — в паре часов езды. Съемки же планировались масштабные; нужно было возвести в чистом поле 3 декорационных комплекса, больше 30 строений. И персонажей занято много, возить актеров с каскадерами сложно и дорого. В общем, с производственной точки зрения крайне неудобное место. «Прошло несколько экспедиций по Центральной России, когда режиссер понял, что снимать нужно только здесь, и настоял на этом, — рассказывает Ушакова. — Теперь, когда видим отснятый материал, понимаем, как он был прав.

Все невероятно подлинно. Дон играет одну из главных ролей в фильме».


Декорации для «Тихого Дона» начали возводить еще осенью. Чтобы не мешали следы цивилизации, бетонные опоры линии электропередачи покрасили в черный цвет; потом столбы затрут компьютерщики. Они же перенесут съемку из донской глуши на улицы Риги, изображающие занятый казаками австрийский город. С помощью компьютерной графики расширят и батальные сцены: на съемках скачут не больше 60 всадников, а в кадре их должна быть не одна сотня. Даже подходящих лошадей, на которых воевали донские казаки, завезли из Подмосковья; их собирали и со всей Ростовской области, некоторых на коневозках за сотни километров доставили.

Бравые донцы с боевой песней проезжают мимо хромакея — натянутого в поле зеленого задника; в фильме он превратится в старинные домики европейского города.

Под палящим солнцем только за пару часов сделали десять дублей: то режиссер считал, что актеры поют не слишком воодушевленно, то, наоборот, «как Кубанский казачий хор». Одну сцену пришлось переснимать раз за разом. Между попытками актерам — рядом ехали исполнитель главной роли Ткачук и Никита Ефремов — только успевали подносить холодную воду, вытирать пот и поправлять предательски отклеивающиеся усы. Не занятые в кадре участники съемок терпеливо следили за дублями со стороны, спасаясь под тенью единственного дерева и заворачиваясь в невесомые платки. В фильме сцена займет лишь несколько секунд.

Ретроспектива



Продюсер искренне гордится атрибутами: на подворья завезли волов (сегодня не найти тех, кто привык ходить в парной упряжке, поэтому купили молодых бычков и несколько месяцев тренировали), в хатах много аутентичных вещей из казачьего обихода. Для правдоподобности «под старину» сделали несколько фотографий с актерами, которые повесили вперемежку с наклеенными на картонки фотоателье старинными снимками.

Одежду тоже специально старили, или, как говорят киношники, фактурили. В прошлый раз, когда «Жизнь и судьбу» снимали, для потрепанности прокрутили костюмы в бетономешалке.

Конной подготовкой с актерами занимался каскадер Евгений Богородский.

«Казаки, как и восточные воины, ездили на коротких стременах, чтобы во время боя стоя рубить шашкой и колоть пикой. Из пришедших актеров все, кроме Евгения Ткачука, который Гришку играет, были с нулевым опытом, все начинали с азов», — делится каскадер. На подготовку ушло около трех месяцев занятий по несколько раз в неделю. «Падали, как горох», — с улыбкой вспоминает тренировки собеседник. Обошлось, правда, без особых травм: манеж на подворье посыпан опилками, падать мягко. «Сейчас у ребят уровень неплохой, за конные сцены не стыдно будет», — подытожил каскадер.

Актрисам тоже пришлось осваивать казачий быт: ездили к вешенцам учиться доить корову.

Создатели сериала уверяют, что цензурного давления не испытывают, снимают так, как видит режиссер. А зрителя и широкое обсуждение сериал обеспечил себе уже по факту выбора книги для экранизации.