Снимается «Тихий Дон» для нового поколения

Кинорежиссёр Сергей Урсуляк, за плечами которого такие масштабные телепроекты, как «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», взялся за новую экранизацию. В начале января он отправился с группой в Ростовскую область, в станицу Вёшенская, снимать «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Закончить съёмки рассчитывает к 1 апреля.

В шестнадцати километрах от Вёшенской родился Михаил Шолохов. В этих местах он начинал писать свой главный роман, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет. Годы спустя его авторство поставили под сомнение, исходя из того, что столь зрелое произведение молодой автор не мог написать в принципе.

Сергея Урсуляка подобные разговоры никогда не занимали. Он считает Шолохова выдающимся писателем. Когда-то в одном из интервью на вопрос о том, что бы он хотел снять, Урсуляк ответил: «Тихий Дон». И не покривил душой. Это исключительно его выбор, а не проект, предложенный телеканалом «Россия».

К «Тихому Дону» не раз обращались наши режиссёры. Первая экранизация Ивана Правова и Ольги Преображенской с Андреем Абрикосовым в роли Григория Мелехова вышла в 1931 году. Фильм Сергея Герасимова 1958 года с Петром Глебовым, Элиной Быстрицкой, Зинаидой Кириенко когда-то знала вся страна.

Многосерийный фильм Сергея Бондарчука, созданный при участии Великобритании и Италии, с Рупертом Эвереттом в роли Григория Мелехова не имел такой широкой популярности. Его постигла печальная судьба: сам автор так и не увидел своей картины. Версий случившегося множество — от перерасхода средств до разногласий с продюсерами. Только в 2006 году фильм вышел к зрителям. Его монтаж осуществлял сын покойного режиссёра Фёдор Бондарчук. А замысел снять «Тихий Дон» возник у старшего Бондарчука ещё в шестидесятые. Но пришлось сдерживать свои амбиции, поскольку Бондарчук был учеником Герасимова, которому сама идея сделать ещё одну экранизацию «Тихого Дона» не очень-то нравилась.

Обращение Урсуляка к роману Шолохова нет-нет да вызывает волну недоверия. Кто-то считает, что «Тихий Дон» давно и безнадёжно устарел, кто-то подсчитывает количество экранизаций. Но сам Урсуляк считает, что выдающиеся произведения литературы, к коим относится роман Шолохова, не устаревают. И у каждого поколения должна быть своя экранизация, созвучная времени и воплощённая определённым типом актёра.

Сергей Урсуляк исходил из того, что у актёра должно быть внутреннее право на роль в таком произведении. Дело не во внешнем сходстве, не в типажности. От всего этого Урсуляк как раз пытается уйти, и за это, наверняка, ещё получит очередную порцию оплеух.

Особенно женские роли окажутся далеки от сложившихся представлений, сформированных в том числе и предыдущими экранизациями. Герои значительно помолодели. Исполняют их совсем молодые актёры и даже дебютанты. Григория Мелехова сыграет Евгений Ткачук, который великолепно сыграл в картине Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь». Фильм очень долго шёл к зрителю и нормального проката не имел. Так что Евгений Ткачук, а он чрезвычайно одарённый актёр с фантастической внутренней пластикой и природной возбудимостью, почти неизвестен широкой публике. Внешность его изменили. Нос с горбинкой делает его лицо неузнаваемым. Сергей Урсуляк говорит, что если что-то не получится, то это будет целиком его вина как режиссёра, но никак не Евгения Ткачука. В нём есть темперамент, мужское обаяние, юмор, умение импровизировать.

Подготовительный период был долгим. Перед режиссёром прошли просто актёрские легионы, и с каждым из потенциальных исполнителей он разговаривал лично.

Аксинью сыграет недавняя выпускница Театрального училища имени Бориса Щукина Полина Чернышова. У неё совсем иной тип красоты, ничего общего не имеющий с тем, какой была Аксинья у Элины Быстрицкой в экранизации Сергея Герасимова. Роль Натальи досталась её однокурснице и младшей дочери режиссёра и актрисы Лики Нифонтовой — Дарье Урсуляк. Она поразительно похожа на свою маму. Оказалась она в картине вопреки изначальной установке Урсуляка: дочерей не снимать. А Даша — ещё и дебютантка, значит, тем более нельзя начинать у отца.

Дальше всё было ровно так, как происходит только в кино. Кто-то из актрис не пришёл на пробы, и надо было подыграть партнёру. Пришлось вызвать Дашу, которая пробовалась в это время неподалёку у другого режиссёра. И отцу понравилось то, как она это сделала, так что он сам же отказался от своего принципа. В картине задействованы не только начинающие артисты, но и корифей советского кино Людмила Зайцева. Эта превосходная и разноплановая актриса совершенно незаслуженно забыта новейшим российским кино. Она сыграет роль Ильиничны.

Рабочий день группы начинается иногда в шесть утра, а заканчивается после десяти вечера. Это связано с густонаселённостью картины, сложными актёрскими графиками, необходимостью застать разные временные отрезки — от рассвета до заката.

Урсуляк, как всегда, снимает так, как если бы это был полнометражный фильм. Всё основательно, не на лету. Он не выдаёт выработки по десять-пятнадцать минут в день, как случается в сериальном производстве. Идут репетиции, детальные разговоры с актёрами, особенно молодыми, которых надо погрузить в среду и определённую, совсем им незнакомую эпоху. Всё ровно так, как это делалось в большом советском кино.

Трудность ещё и в том, что снимается всё на натуре. Построена целая станица близ Вёшенской. Задействованы не только актёры, но и животные, множество лошадей. И в этом дополнительная сложность. 

Прежде чем выбрали Вёшенскую и её окрестности, объездили много других мест. Нашли подходящие пейзажи на Верхнем Дону, где есть и степные просторы, и холмы. Сергей Герасимов снимал свой «Тихий Дон» в двухстах километрах от Вёшенской. Но некоторые местные жители знают всё не только про героев романа своего земляка Шолохова, но и про то, как шли съёмки у Герасимова. Здесь, в Вёшенской, как и в Сростках Шукшина, местное население живёт духом своих знаменитых земляков.

Уже отсняли летние сцены, теперь взялись за зимние, потом будет ранняя весна. 

Всего предполагается снять двенадцать серий.