«Тихий Дон» по-новому

В России снимают очередную версию «Тихого Дона» — телевизионный сериал Сергея Урсуляка. Зимний этап съёмок начался в Ростовской области, где в чистом поле возведён «хутор Татарский», воссоздающий казачью эпоху и быт первой половины XX века.

Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин побывал на первом дне съёмок «Тихого Дона» в 2015 году, узнал, каким будет сериал, как артисты вживаются в роль казаков и чем опасны съёмки пожаров.

Возница Сергей Маковецкий

«И далеко он собрался ехать, разогнался?» — нервно и нетерпеливо говорят на студийной площадке.

Волнение съёмочной группы фильма «Тихий Дон» можно понять: актёр Сергей Маковецкий на санях, запряжённых лошадью, уехал в снежную степь. Ещё немного, и он скроется за оврагами. Артист, как и другие его коллеги, хоть и прошёл специальный курс обучения верховой езде, но санями управляет впервые. 

Заезд Сергея Маковецкого в степь оказался лихим и рискованным. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Наконец-то народный артист России разворачивается и возвращается. 

«Если он ещё в створ моста войдёт, то будет прекрасно!», — комментируют в бригаде.

Маковецкий хоть и въезжает чётко на мост, но со скоростью не совладает, а нужно поворачивать, тормозить...

«Осторожно на приёме! Все отойдите в сторону!» — кричат коневоды. 

Кто стоял с камерами в авангарде — разбегаются в сторону. Гнедой конь, словно почувствовав неуверенность возницы, сбавляет перед людьми ход и покорно даёт взять себя под уздцы своим опытным хозяевам. На площадке лёгкая паника, все смотрят вокруг себя — никто не пострадал.

Идёт съёмка эпизода: Пантелей приезжает к своему сыну Григорию. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Серёга, ты знаешь что? В общем, в общем, замечательно!» — разряжает секундную тишину режиссёр телесериала Сергей Урсуляк, оценивая лихой заезд известного артиста. Ему, как и другим мужским персонажам, каждый день нужно ездить на санях, в сериале много таких сцен.

Сегодня первый день съёмок фильма в 2015 году. Позади отснятые метры и часы летнего и осеннего цикла, в январе – феврале предстоит отснять большой блок зимних сцен. Погода благоприятствует сценарию — снег мягко покрыл степь, не изменившуюся с начала прошлого века, стоит лёгкий морозец. 

Сергей Маковецкий играет роль Пантелея Прокофьевича Мелихова, отца Григория. Снимается сцена, в которой Пантелей, истинный казак, воспитанный на традициях чести и доблести, приезжает навестить сына Григория, когда тот собирается на службу. 

Сергею Маковецкому по душе играть роль вольного казака Пантелея. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

К этому времени любовники Григорий и Аксинья уже живут вместе...

Другую сцену приходится изменить: Аксинья должна была выйти из избы к Григорию с ребёнком в руках, но малыша решили поберечь в этот морозный и ветреный день.

Деревня начала ХХ века

Для съёмок «Тихого Дона» в степи, близ станицы Еланской, построили «хутор Татарский», настоящую деревню, точь-в-точь повторяющую казачий быт начала ХХ века, когда происходило действие романа. Здесь три декорационных комплекса, больше 30 строений — казачьих домов, правления помещика и даже колодец-журавль. Чтобы только пройтись по улицам, потребуется немало времени. 

Специально к экранизации «Тихого Дона» в степи построили деревню. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Внутреннее убранство казачьих куреней в точности повторяет быт донского казачества начала XX века. Латунные чайники, чемоданы, самовары — всё это принесли из окрестных станиц местные жители — осталось от предков. 

Жеребца по имени Гвоздик готовят к пробежке по снежной степи. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Съёмочная площадка разбита на сектора. На автостоянке ещё разгружают автомобильные фуры с оборудованием из Москвы. В месте для подготовки лошадей у четвероногих есть своя «кухня» с отборным овсом. За каждой лошадью, а их сегодня на площадке 15, закреплён специалист, коней чешут, снаряжают для съёмок. 

Ну и, собственно, сама деревня. После окончания съёмок её оставят для туристов. 

В строительстве деревянных домов шолоховских времён принимали участие местные жители. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Самый титулованный артист в «Тихом Доне» — Сергей Маковецкий, но никакие звания ему не дают послабления, он работает в прямом смысле в поте лица. В тулупе и валенках, по его словам, он уже давно вспотел, но снять верхнюю одежду не может по сценарию. 

Статья по теме
Он, хромая, суетливо ходит по площадке даже в минуты перекура. «Чтобы не забыть, ведь мой герой хромал, — поясняет мне на ходу артист. — Вот, видишь, серьга — она настоящая, донского казака, дедовская, дал на время съёмок один местный житель, проколол мочку уха, чтобы носить украшение».

Маковецкий признался корреспонденту АиФ.ru, что играть Пантелея Мелихова ему доставляет огромное удовольствие, его роль не похожа на предыдущие, например Фимы из триллера «Ликвидатор», потому что Пантелей Прокофьевич — человек другой эпохи, другого языка и характера. 

«Это тот случай, когда есть, что играть, мне нравятся такие интересные роли», — говорит актёр.

На лошади в пожар

Помощница Аксиньи Лукерья (её играет Татьяна Ткачук) снялась в эпизодических ролях — Степан спрашивал у неё, где Аксинья, а также она «подавала варёные яйца на стол». В романе Лукерья описывается как «рыхлая, рябая, толстозадая, похожая на жёлтый ком невсхожего теста», а наяву — миловидная, краснощёкая молодая женщина.

Актёрам управлять лошадьми нужно уметь самим, и только самые сложные скаковые трюки исполняют за них дублёры. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Оказалось, что Татьяна Ткачук работает костюмером, а на эпизодическую роль её выбрали за подходящую внешность. «Сейчас много приходится шить варежек, пуговицы пришивать в соответствии с эпохой», — говорит она. 

Спрашиваю: «Почему в объявлении приглашаете местных жителей для массовых сцен "желательно с длинными волосами?"»

Причина оказалась прозаичной — чтобы гримёрам облегчить жизнь, ведь легче заплести косы, чем подобрать каждому парик. 

Одежда героев полностью стилизована под время гражданской войны и первых лет советской власти на Дону. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Режиссёр Сергей Урсуляк отвечает на вопросы на ходу: «Съёмка проходит нормально, нервно, как обычно это бывает».

По его словам, самые напряжённые кадры получились с пожаром. Потому что материал, а это деревянные дома, постройки, невосстановимы, и «если что-то зажглось невовремя или камера не включилась, то трудно сделать ещё один дубль». Плюс ещё опасно, потому что в пожаре снимаются артисты, работает обслуживающий персонал. «Вот Саша Яценко на лошади скакал между огнём, где всё рушилось, слава богу, никто не пострадал!»

Режиссёр Сергей Урсуляк на съёмочной площадке. Серьга в ухе у Маковецкого принадлежала настоящему казаку начала ХХ века. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

И сразу добавляет: «Но это не самое сложное, самое сложное  это сцены, где два артиста выясняют отношения, разговаривают, потому что нужно точно играть, искренне!»

На мой очередной вопрос, фильм о любви или о войне, режиссёр на секунду задумался, словно прицелился подобрать точные слова.

«Война и любовь — важные составляющие фильма, но на самом деле фильм о том, как страшно разрушение уклада жизни, как это трагично, когда разрываются связи между родственниками, людьми внутри одной семьи, внутри одного хутора», — ответил Урсуляк. 

Овсянка на завтрак

Все артисты и обслуживающий персонал, а это около 70 человек, живут в санатории «Вёшенский». Так называется и станица, родина писателя Михаила Шолохова, создавшего бессмертный роман. Отсюда полчаса езды до съёмочной площадки. Каждое утро бригада уезжает на целый день. 

На каждого артиста приходится по два-три помощника. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Условия проживания в «Вёшенском» скромные. В номерах минимум удобств — кровать, холодильник, санузел, если кому повезёт — работающий телевизор и душевая кабинка. Но самое главное — есть вода и холодная, и горячая, в комнате тёплые батареи. 

«Никто из артистов каких-то особых условий и внимания не требует, никто шампанского в номер не заказывает, — поясняет администратор санатория. — Все дружно ходят в столовую, едят то, что им дают».

И действительно, в день нашего утреннего визита в столовой Сергей Маковецкий уплетал за обе щеки на завтрак овсяную кашу, затем официант на тележке подвёз ему говядину и пюре — что и значилось в меню. 

Аксинья и Григорий, центральные герои фильма «Тихий Дон». Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Администратор добавила, что артисты ведут себя скромно, правда, летом на площадке перед зданием санатория устраивали дискотеку, «танцами они снимали стресс». Хозяйка ресепшена признаётся, что из всех актёров ей нравится Евгений Ткачук, играющий Григория. 

Мнения местных жителей о центральных героях Григории и Аксинье — соответствует ли их образ описанию из романа — разделились. 

Аксинья на площадке запомнилась своим застенчивым, каким-то виноватым и по-девичьи стеснительным романтическим образом. Только неясно, как это хрупкое и, безусловно, красивое создание будет носить на плечах коромысло с двумя полными вёдрами. 

Игра Аксиньи в исполнении выпускницы Щукинского театрального училища Полины Чернышовой наиболее обсуждаемая местными жителями тема. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

А вот Григорий будто сошёл со страниц романа — «рожа бандитская... очень дик», писал Шолохов. Даже в перерывах съёмок Евгений Ткачук не улыбался, мало разговаривал, бросал взгляды, как молнии. Казалось, что он готов в любую секунду кинуться драться. 

Поклонникам осталось недолго ждать выхода сериала. Предполагается, что кино будет состоять из 1012 серий и покажут его осенью, приурочив к юбилею — 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова.

Роман «Тихий Дон» экранизировали трижды, нынешняя киноверсия — уже четвёртая. 

В 1931 году режиссёры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли немой фильм. В 1958 году драму «Тихий Дон» сделал Сергей Герасимов. В роли Аксиньи снялась Элина Быстрицкая, а казака Гришки Мелихова — Пётр Глебов. Третью эпопею о казачестве на язык кинематографии переложил Сергей Бондарчук в 2006 году. Роль Григория Мелихова исполнил британский актёр Руперт Эверетт. 

Мнение

Директор Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Александр Шолохов, внук Михаила Шолохова: 

«Самому интересно, что получится. Вижу, что режиссёр Сергей Урсуляк работает очень тщательно. Тщательно подходит к подбору актёров, использует старинный реквизит. И надеюсь, что эта скрупулезность и ответственность даст хороший результат. Тем более, что предыдущие работы режиссёра говорят о его высоком профессионализме. Но, помимо творчества самого художника, на качество проекта может влиять большое количество факторов».