«Метаморфозис»: И твоего Шнитке тоже
Трепетная драма про тех, кто слушает классическую музыку, а видит фигу
25-летний талант Алексей Сенин (Егор Корешков) - выдающийся без скидок пианист, уносящий слушателей первыми тактами Шуберта, Скрябина и Шнитке в невидимые дали, а сам возвращающийся в детство - к любимому велосипеду или к чему-то такому же трогательному. Сенин не жадный до плотских утех гений (он не Моцарт, он другой), а просто тихий мальчик, которому мама (Юлия Ауг) с гувернанткой (Ёла Санько) говорят, что съесть и где сесть, пока он пребывает в аутистическом тумане. Этот симулятор быта XIX века начинает рушиться, когда Алексей знакомится с 11-летней Сашенькой (Василиса Бернаскони), одинокой дочерью богатого поклонника (Денис Шведов), который сначала и рад, а потом начинает придумывать про Лешу и Сашу какие-то гадости. И не просто придумывать - а страстно в них верить.
Сергей Тарамаев и Любовь Львова, чей дебютный фильм «Зимний путь» кто-то почему-то счел картиной про гомосексуализм, в «Метаморфозисе» оперативно среагировали на извращенное зрительское сознание и сняли картину, которую уже принимают за педофильскую историю, если не пропаганду (люди, разумеется, картины не видевшие и потому заслуживающие всестороннего доверия).
«Метаморфозис» же, как водится, про другое: про испорченную оптику и про вывихнутый мир, где прекращают считать деньги, метры жилплощади и обсуждают какие-то очень материалистские вещи, только когда заиграет гений. А как только он перестает играть, то и его можно сделать частью этой приземленной формулы. Впрочем, на Сенине и так неистово зарабатывают деньги и мать, и ушедший из семьи отец, артист диапазона кафешантана, и расфуфыренный кокаинист-импресарио (вновь яркий Евгений Ткачук), и все-все-все. Ему же нужны только музыка и родственная душа, с которой можно поделиться страшным секретом про выпавший зуб или рассказать глупую страшилку. Увидеть в этих отношениях педофильский флер надо постараться (что с удовольствием и делает отец Сашеньки).
Несмотря на несколько сновидческий видеоряд (оператор Азиз Жамбакиев), сюжет «Метаморфозиса» строится почти без фокусов, как классическое произведение: все конфликты на виду, а в финале наступает если не предельная, то определенная ясность, что же в этом мире происходит с настоящим искусством. По масштабу это скорее повесть, но вновь замечательно - местами, правда, с театральным перебором - сыгранная всеми без исключения (хотя по большому счету это заслуженный бенефис Корешкова). Тарамаев и Львова верны себе: актерские работы разукрашивают тихую драму, черпающую вдохновение в музыке (вновь в том числе и в Шуберте, подарившем название их дебюту) и, кажется, в Набокове. Если смешать «Защиту Лужина» и «Лолиту», получился бы роман, вольной и легковесной экранизацией которого мог бы оказаться такой вот «Метаморфозис».
Музыкальная, отчасти шубертовская дилогия Тарамаева и Львовой, кажется, исчерпывающе высказалась про отношения музыканта и общества, хотя с этих позиций можно даже задаться вопросом - нужен ли был такой во многом тематический (не стилистический) повтор дебютной картины, как кристально ясный «Метаморфозис». Впрочем, глядя на удивительную зрительскую реакцию и слаженную работу актерского ансамбля, не стыдно пробормотать что-то про «повторение - мать учения», а если без скидок - то такие драмы, даже с тематическими повторами, российскому кино никогда попросту не помешают.
«Метаморфозис» в прокате с 19 ноября.