Евгений Ткачук: гонорары трачу на лошадей

Еженедельник «Вечерний Саранск»

Евгений Ткачук: гонорары трачу на лошадей

14 декабря 2011

Исполнитель главной роли в сериале «Жизнь и
приключения Мишки Япончика» рассказал о своей мечте

В сериале у Мишки Япончика есть все, о чем он мечтал: взаимная любовь, благополучие. У него все в порядке с деньгами, он ни в чем себе не отказывает: ужинает в дорогих ресторанах, одевается у самых дорогих портных и покупает только дорогие вещи. У актера, который сыграл Япончика, пока нет даже своего угла, он ездит на метро, да и одеваться предпочитает скромно, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. И его это все вполне устраивает. Потому что главное для Евгения Ткачука на сегодняшний момент – творчество.

- Евгений, ваш герой Мишка Япончик – одессит, у него «чисто одесский» говор. Как вам удалось подхватить эту интонацию?
- Со мной работал консультант, который готовил артистов для съемок сериала «Ликвидация». Он коренной одессит, когда-то преподавал в Щукинском училище, а потом уехал в родной город, построил себе дом рядом с морем. Сейчас прекрасно живет и периодически помогает людям понять, что же такое истинные «одессизмы» и как на них говорить.

- В сериале у вас совсем другой имидж, чем в обычной жизни. Как вам в шкуре своего героя?
- Для роли Япончика я полностью изменился. У меня от природы волосы светлые, поэтому их пришлось перекрасить. Наклеивали усы, а в последний съемочный день приклеили еще и бороду, из-за чего я испытал все муки ада: кожа под ней все время чесалась, а чесать нельзя – она же отклеится! Когда съемки закончились, я побежал в гримвагон и побрился налысо. Сразу стал чистеньким, свеженьким – так сказать, вышел из роли…

- Евгений, как вы сами оцениваете своего героя: он бандит – или Робин Гуд?
- Я бы сказал, что он своего рода бизнесмен. Вся идеология Мишки Япончика заключалась в том, что с людьми нужно разговаривать и не нужно обижать их. Но и Мишку обижать нельзя! А если кто его обидит, тот будет обижен им – тут начинаются уже чисто человеческие взаимоотношения. Он забирал деньги лишь у тех, кто, как говорится, с жиру бесился. Он считал, что во всем – в том числе и в трате средств – должна быть норма, и он сам эту норму устанавливал. И пока в город не пришла советская власть, у него это прекрасно получалось: он держал в ежовых рукавицах весь город, и никто не был ни на кого в обиде. Бедняки были счастливы, потому что у них наконец-то появился хлеб, богатые тоже не бедствовали, потому что не было несанкционированных налетов. Кстати, именно после Мишки-японца начали «короновать» воров в законе. В этой истории мне больше всего нравится человеческая позиция Мишки Япончика: он умел жить и делал это красиво, как все одесситы.


- В фильме с вами снялись знаменитые актеры Римма Маркова, Валентин Гафт. Как с ними работалось?
- Для меня такой опыт – это подарок! На сцене театра я уже работал с такими актерами, как Евгений Миронов, Мария Миронова, Анна Большова, но кино – другая структура. Однажды со мной случилась такая история. Валентин Иосифович Гафт, побывав на моем спектакле «Калигула», на следующий день меня спросил: «Жень, а в театре вы работаете?» Я говорю: «Да, конечно». А про себя думаю: «Что за шутки такие – ведь вчера после спектакля он подходил ко мне и жал с благодарностью руку?» Дальше он продолжает меня пытать: «А где вы работаете?» – «В Театре Наций». – «А в каком спектакле вы заняты?» – «В «Калигуле». – «А кого вы там играете?» – «Сципиона». – «Так это ты вчера был? Я тебя не узнал!» Мне было приятно: значит, у меня получилось вжиться в образ. Ведь в актерской профессии главное – не слова проговорить, а прожить другую жизнь. Именно поэтому мне нравится создавать образы, где герой – совсем другой человек, не такой, как я.

- Но есть и отрицательные герои…
- Мне не хотелось бы играть подонков. Недавно, кстати, предложили сыграть такую роль, но я отказался.

- Но актеры, вроде бы, любят отрицательные роли?
- Отрицательный персонаж отрицательному рознь. Мне было бы интересно сыграть Ричарда III. Это полностью отрицательный герой, но мотивации его мне интересны. «Я буду сволочью, чтобы испытать все ваши человеческие чувства!» – говорит Шекспир.

- Ваша карьера только начинается, а вы уже можете позволить себе выбирать роли?
- Я все время пытался это делать. Правда, иногда приходится где-то зайчика сыграть или в каком-нибудь сериале сняться в групповых сценах. Это позволяет отказываться от тех ролей, которые мне не по душе. После института я понял, что не нужно играть те роли, которые тебя ни к чему не ведут.

- Но ведь так приходит популярность…
- Мне кажется, популярность в актерской профессии только мешает: в тот момент, когда понимаешь, что популярен – ты теряешь право на ошибку, на поиск.

- Актерством вы начали болеть с детства?
- У меня папа актер, с шести лет я проводил свободное время за кулисами, а в семь уже начал выходить на сцену и играть небольшие роли. Потом, когда наша семья переехала из Ашхабада в Сызрань, на вокзале нас встречал худрук местного театра, и он меня спросил, хочу ли я стать актером? Я ответил, что да. И через год-два я уже играл в театре. А когда учился в 11 классе, ко мне подошла учительница и спросила, не знаю ли я кого-нибудь, кто мог бы организовать театральный кружок в школе. Я ответил: «Я могу». Попробовали. Все школьники, с кем я создавал театр, перестали ходить на уроки, а ходили только в актовый зал. Ко мне прибегали учителя: «Женя, у нас контрольная!» А я отвечал: «Еще один прогон – и мы идем».

- Учителя, наверное, двойки ставили?
- К счастью, они понимали, что химия и физика не вписываются в мой распорядок дня. Кто-то ставил тройки со словами: «Ладно, иди!» А кто-то – даже пятерки – просто так, за хороший спектакль. На экзамене по физике, например, в итоге все свелось к душевным посиделкам и чаю с конфетами. И мне поставили четверку! Все понимали, что вся моя жизнь – в театре. Даже до школьного театрального кружка я практически все время проводил на репетициях с отцом: мы ведь с ним организовали театр, потом – еще один – детский музыкальный. На школу совсем времени не оставалось…

- Зачем в одном небольшом городе столько театров?
- Я сам сейчас этого не понимаю… Музыкальный театр мы возили на папиной машине-пирожке. Мы забирались в него впятером вместе с самодельными декорациями. У нас даже деньги получалось зарабатывать. В школьном театре, который я организовал, я успел поставить одну пьесу, которую сам же написал. Она была посвящена дворцовым переворотам. Мальчишкам нравилось драться на мечах и выполнять различные трюки с переворотами. И даже когда я уже уехал в Москву, они еще год играли этот спектакль. И деньги зарабатывали. Я как-то приехал домой на каникулы, а завуч, которая этим спектаклем занималась после меня, вручила мне эти деньги со словами: «Женя, это тебе на Москву!»

- Ваши воспитанники пошли по вашим стопам?
- Да, вся основная группа пошла в театральный. Кто-то в Самаре учится, кто-то в Москву приехал…

- Евгений, а у вас есть мечта?
- Да, я мечтаю создать конный театр! И я даже в Сызрани осуществил две постановки. Первый спектакль назывался «Во имя нее» – это эпическая история о Троянской войне. Лошадей взял у конно-спортивного клуба. Я просто спросил: «Не хотите на мечах помахаться, с лошадьми поиграть?» – и набежало человек сто! И эту толпу мы научили драться. На одних накинули красные тряпки, на других – черные. Получилась завораживающая картина. На второй год мы сделали спектакль «Маленький Принц». Мой сокурсник Павел Акимкин играл Маленького Принца. У меня мечта – доделать этот спектакль, потому как заявка была неплохая. А чтобы доделать, нужно купить пятнадцать лошадей и найти пространство. И на репетиции нужно года полтора. Я уже нашел удобное место в Москве, где можно это организовать, и купил трех лошадей, но у меня закончились деньги…

- Вот на что вы тратите гонорары!
- Да! Мама очень сильно на меня ругается – ведь лошадей нужно кормить! Сейчас они в Самаре, там их дрессируют. Но, чтобы начать проект, нужно еще голов десять как минимум. Если все будет хорошо – к следующему лету работа начнется. У меня уже есть идеи на три спектакля…

- Мне кажется, вы больше режиссер, чем актер…
- Мне и мой мастер в ГИТИСе Олег Кудряшов так говорил. Я уже в конце первого курса показал отрывок, где был занят весь курс, а площадкой был дворик ГИТИСа. И меня перевели на режиссерский. А через месяц после начала второго курса у нас был капустник «Здравствуй, первый курс!» Мы с моим другом Алексеем Филимоновым решили похохмить – и по-дурацки пошутили по поводу отчисления. Что Филимонова отчисляют за то, что у него прыщи, а я ухожу, потому что мы друзья. И мы уходили со сцены. Никто ничего не понял, был скандал, и после этого мастер сказал, что я не буду учиться в режиссерской группе. Я сказал: «Ну и ладно – значит, не время». Но амбиции остались. Два года назад на съемках сериала «Заградотряд» мы с ребятами сняли трехминутный ролик «Молитва» на белорусскую тему, где человек в привязанной лодке пытается уплыть. В итоге этот ролик собрал двенадцать наград на разных фестивалях. А сколько еще может собрать! Сейчас вот на Мадагаскар поехал…

- Кино – дело хорошее… А как у вас на личном фронте?
- У меня так все прекрасно, что даже боюсь сглазить! Давайте на этом и остановимся.

- Какие-то другие увлечения: парашют, лыжи, сноуборд?
- Я хожу в бассейн. Сегодня, правда, проспал немного, потому как полночи печку «Буллерьян» устанавливал.

- Отопление в квартире не спасает?
- Я живу в лофте – заводском помещении, переоборудованном под жилье. Там сейчас довольно прохладно, поэтому я решил установить печку. А что касается увлечений, то все они быстро заканчиваются, потому как интереснее всего мне заниматься моей профессией. Этому я отдаю практически все свое время.