Снимается кино: «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов»
Съемочная группа фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
Площадка, на которой мы оказались в качестве свидетелей процесса съемок фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов», представляет собой загородный дом с довольно большой территорией. Настроение группы постоянно меняется: то царит невероятная сосредоточенность, то звучит громкий смех. Причем зачастую инициатором шуток является сам режиссер, и это естественно: Александр Хант — еще совсем молодой человек, выпускник ВГИКа.
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
Репетиция драки: Ксения Орлова, Михаил Тройник, Евгений Ткачук / На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
Актеры Евгений Ткачук, Ксения Орлова / Фото: Виктор Вытольский
Вот сейчас актер Евгений Ткачук «избивает» своего коллегу Михаила Тройника перед камерой. Группа вокруг них — человек десять — аплодирует и смеется. А так как на этой смене отсутствует каскадер, то каждый подсказывает варианты — как надо бить, один веселее другого. Режиссер, едва сдерживая смех, пытается всех успокоить.
Режиссер Александр Хант / Фото: Виктор Вытольский
Режиссер Александр Хант / Фото: Виктор Вытольский
Второй режиссер Лариса Чайковская и Александр Хант / Фото: Виктор Вытольский
Вопрос Александру Ханту (настоящая его фамилия — Евсеев, а псевдоним он себе выбрал по аналогии с Ханты-Мансийском, откуда он родом): «Страшно ли снимать первый полный метр?» Он задумывается и после большой паузы отвечает: «Очень. Но это такой, подстегивающий страх. Я думаю, что тут главное — не бояться бояться. Я сейчас говорю какую-то чепуху. Но это нормально. Драйв должен быть на съемках — а он, несомненно, есть».
На площадку выходит мрачный Алексей Серебряков — уже в образе того самого Штыря, отца Вити. Почти не разговаривает, сразу садится в инвалидное кресло. Его герой мало того, что вышел из тюрьмы инвалидом, так еще и понимает, что на свободе ему никто не рад, а родной сын хочет отказаться от него.
Актер Алексей Серебряков / Фото: Виктор Вытольский
Мы снова возвращаемся к Ханту:
— Как вам, молодому человеку, работается с Серебряковым?
— Очень просто. Он замечательно слышит и делает то, что от него просят. Он мощный актер, самого высокого класса. Сам готов к этому сюжету. Минимум дублей, максимум результата. Сегодня мы снимаем сцену, как отец привел Витьку в дом другой семьи, где Штыря, по сути, никто уже не ждет. Отсюда отец отправляется в дом инвалидов без надежды. Но это не кульминация, здесь в Штыре происходит психический перелом.
Творческая группа: продюсер Федор Попов, режиссер Александр Хант, актеры Алексей Серебряков и Евгений Ткачук, оператор-постановщик Даниил Фомичев (внизу) / Фото: Виктор Вытольский
— Ваш фильм называют и комедией, и драмой, и роуд-муви. Так какой же это жанр получается?
— Одно другому не мешает. Вообще наша история может казаться простой — про отношения сына и отца, но в ней поднимаются злободневные вопросы. Актеры Евгений Ткачук и Алексей Серебряков — уже сами по себе сильные характеры. Когда они вместе в кадре, чувствуется какая-то неловкость и нелепость, через которую мы и «протаскиваем» нашу историю положений.
— Поправьте меня, если я сейчас скажу неправильную вещь, но я тут заметил мелочи, которые выдают «гопнический» стиль: спортивные костюмы, черная «Лада Самара», семечки.
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
Актер Евгений Ткачук / Фото: Виктор Вытольский
Семечки — необходимый реквизит / На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
— А вы думаете, что таких людей сейчас уже не бывает? Когда мы были в Твери, я много там подсмотрел, взял для нашего фильма. Мне даже кажется, что такие персонажи не только существуют, но их даже стало еще больше, чем в 90-е годы.
История создания «ВГИК — Дебют», или как уговорить сниматься Алексея Серебрякова
Во время короткого перерыва в своем трейлере исчезает Серебряков, больше он до конца смены на площадке не появится и общаться с журналистами категорически не станет. В связи с этим мы расспрашиваем продюсера Федора Попова.
Продюсер Федор Попов / Фото: Виктор Вытольский
— Как в фильме оказался Алексей Серебряков? Правда ли, что он снимается бесплатно?
— Совершенно верно. Его выбрал Саша, мы долго переговаривались, в результате Серебряков прилетел из Канады, чтобы сняться у нас. Абсолютно бесплатно. Просто мы не смогли бы предложить ему обычный гонорар, как актеру такого высокого уровня. У нас очень маленький бюджет для подобного фильма — 25 миллионов рублей. Ему просто понравился сценарий.
— Сколько смен в фильме?
— Катастрофически мало. 21 смена. Я не знаю, кто бы мог снять полный метр за 21 день, это же не сериал, у нас выработка маленькая. Вон Серебряков сейчас параллельно снимается в русском ремейке «Доктора Хауса», у них выработка 7 минут за смену.
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
Как потом окажется, 25 миллионов рублей все равно не хватит на то, чтобы закончить фильм. Спустя несколько дней после нашего присутствия на «Витьке Чесноке» было принято решение организовать сбор средств на съемки одной из сцен фильма на краудфандинговой платформе
Planeta.ru. Но даже и этого могло не произойти, если бы не созданная продюсерами Федором Поповым и Владимиром Малышевым компания «ВГИК — дебют».
Федор Попов рассказывает, как появилась идея организовать компанию, благодаря которой уже вышли в свет и завоевали престижные награды такие фильмы, как «Вакантна жизнь шеф-повара», «Дефиле», в августе стоит ожидать полнометражный дебют Ивана Шахназарова «Рок»:
— Ректор ВГИКа Владимир Малышев сделал мне предложение помочь в организации новой компании, которая бы занималась полнометражными дебютами выпускников-вгиковцев. Я, конечно, не мог отказаться. Главная задача «ВГИК-дебют» — проложить мостик между образованием и профессией. Это касается не только игрового кино, но и анимации, и документальных лент.
Также я стал генеральным директором Международного фестиваля ВГИК, который в этом году пройдет в 36 раз, а я окажусь на месте главы фестиваля в шестой. За пять лет мы дали дорогу трем полнометражным работам и нескольким анимационным альманахам, которые состоят из короткометражной анимации.
Фото: Виктор Вытольский
На наш вопрос — дорогостоящее ли предприятие содержать такую компанию, как «ВГИК — Дебют», Попов отвечает спокойно: «Когда мы открывались, это было похоже на стартап, я еле нашел деньги на то, чтобы зарегистрировать такое общество. Поначалу мы все работали на энтузиазме, чтобы стать ООО. Постепенно начали подавать документы в Минкульт, для того чтобы государство хоть как-то финансировало наши проекты. В этом году уже «Рок» Ивана Шахназарова отчасти получил деньги от «Фонда кино». Конечно, эта заслуга не столько моя или Владимира Малышева, сколько наших выпускников.
Я не могу похвастаться прокатом наших картин, но это беда не фильмов, а, скорее — системы российского проката. Но вот, допустим, «Вакантна жизнь шеф-повара» получил приз «За лучший дебют» в Выборге, и его купил Первый канал. Или документальная лента «Дух в движении» о паралимпийцах: я не могу уже считать, сколько она собрала призов, это было бы нескромно. Но у меня такое ощущение складывается, что нет такой страны, где бы она не побывала. И она триумфально идет по миру до сих пор. В России нет проката для подобных лент. Но зато видно, что государственные деньги уходят не зря».
Автомобиль и инвалидное кресло — главные средства передвижения героев фильма? / Фото: Виктор Вытольский
— По какому признаку вы выбираете фильмы для финансовой поддержки?
— Мне повезло в том, что я руковожу вгиковским фестивалем. Такого рода выбор — это многолетняя работа. «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» — хороший пример, иллюстрирующий мои слова. Александра Ханта я заметил еще давно, когда он учился на третьем курсе и снял шестиминутный фильм «В опере». Блестящая работа, которая получила у нас на фестивале приз. Вторая его картина тоже получила награду. Когда он начал выпускаться, мы предложили ему сценарий «Витьки Чеснока» за авторством замечательного выпускника ВГИКа Алексея Бородачева, который, кстати, тоже получил премию, но уже после того, как мы запустились. Это говорит о том, что мы достаточно объективно выбираем работы.
Выбор локаций и стилистическое решение фильма
Звукорежиссер Юрий Рейнбах / Фото: Виктор Вытольский
Звукорежиссер Юрий Рейнбах / Фото: Виктор Вытольский
Между тем, съемочный процесс идет своим ходом. Несмотря на то, что локация довольно большая и действие может происходить на дальнем плане, да еще и на натуре, звукорежиссер Юрий Рейнбах пишет чистовой звук. Во всяком случае, пытается, по его словам. Мы решили не отвлекать звукорежиссера, а поговорили с локейшн-менеджером Александром Смирновым, который рассказал нам о принципе, по которому выбирались объекты:
— Локации у нас сильно разбросаны, но почти все они находятся в Тверской области. И да, это может быть похоже на роуд-муви. Мы искали точки, исходя из идеи режиссера о том, что в фильме не должно быть практически ничего синего или зеленого цвета. Зеленый, конечно, у нас появляется (лето же), но мы старались активно задействовать красный и желтый цвета для создания напряжения в кадре и противопоставления героев.
Локейшн-менеджер Александр Смирнов / Фото: Виктор Вытольский
Мы снимали на очень интересных объектах. Например, на заводе для переработки вторичного сырья. Мы как раз просили, чтобы на нем полностью отсутствовал синий. Слава богу, завод пошел нам навстречу, как и многие другие — те, кто или очень сильно снижал цену, или вообще разрешал снимать бесплатно. Еще очень хорошая локация была на аэродроме малой авиации в Змеёво.
Еще запомнился целый район вокруг ткацкой фабрики в Твери, который выстроил Савва Морозов. Даже название у этого района очень специфическое — «Тверской Париж». Если вы знаете такого музыканта Михаила Круга, так вот он в этом «Париже» и родился.
Репетиция: актеры Ксения Орлова, Евгений Ткачук, оператор Даниил Фомичев, режиссер Александр Хант / Фото: Виктор Вытольский
Двор дома, в котором проходит сегодняшняя съемка — очень «кинематографичный». Его часто снимают в «бандитских» фильмах. Он идеально нам подошел. Герой Серебрякова по сюжету в свое время был бандитом, бросил семью фактически без средств к существованию, и пока он отсутствовал, произошла деформация дома. Видите, ступеньки слегка обрушились. Ворота обветшали. Если бы мы снимали другой дом, то нам пришлось бы искусственно его старить.
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» / Фото: Виктор Вытольский
В это время над нами очень низко пролетает самолет. Такой кадр специально не снимешь. Все останавливаются и переключают внимание на лайнер, а один из самых загруженных людей в группе — оператор-постановщик Даниил Фомичев, тут же снимает «железную птицу». Воспользовавшись моментом, мы расспрашиваем его о художественном решении фильма и технических деталях съемки:
— Я снимаю на
Arri Alexa Mini. Она обладает своим преимуществом — мягче, пластичнее, «видит» больше оттенков цветов, шире диапазон. Стабилизатор —
Ronin, плюс Easy reag.
Это не первый фильм, который мы делаем с Александром Хантом. Он интересный человек, необычный режиссер. Саша очень внимателен к кадру. Не боится экспериментировать, легко идет на контакт, особенно когда мы с ним обсуждаем какие монтажные или мизансценические решения. Многие вещи получаются импровизационно, в этом фильме многое продиктовано актерами, движением.
Александр Хант у плейбэка / Фото: Виктор Вытольский
— Я заметил, что вы часто применяете ракурс «с нижней точки»…
— Это стилистическое решение всего фильма. У нас везде утрированно острые углы. В картине все реально, но мы эту реальность с помощью ракурса делаем гиперреалистично. Такой объем дает фильму некоторую «глючность», «странность», некую иронию. У нас же не документальное кино.
Второй режиссер Лариса Чайковская и актер Михаил Тройник / Фото: Виктор Вытольский
И вот тут самый энергичный человек на съемках — второй режиссер Лариса Чайковская, объявляет перестановку, все тут же забывают про самолет — начинается броуновское движение, Александр Хант удаляется с актрисой Ксенией Орловой за дом репетировать реплики, вокруг начинает кипеть работа. Мы понимаем, что самое время уходить, тактично прощаемся со всеми. Но не навсегда, а до 2017 года, когда фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» должен выйти на большие экраны.