«Пытаюсь понять, где жизнь духа у нас, нынешних»
Актеру Евгению Ткачуку всего 25. Он не так давно закончил ГИТИС. Но его уже не назовешь вчерашним выпускником. Он успел поработать и с Александром Сокуровымв фильме «Александра», главную роль в котором сыграла легендарная Галина Вишневская, и с Игорем Волошиным в нашумевшем фильме «Я». Летом выходит еще один новый фильм с его участием — «Чужая». Кажется, что эта профессия у Жени в крови. Его папа — актер, и сам он работал в театре еще в школе. У него куча интересных идей — от театральных постановок до целого кинопроекта. Об этом и не только Евгений Ткачук рассказал в интервью журналисту РуДата.
Женя, что сейчас происходит в твоей кино- и театральной жизни?
- У меня были 3 месяца, когда я ничем не занимался — не снимался, не репетировал. И мы с другом Данилой Воробьевым придумали себе такое развлечение — написать сценарий. И вот только что, сидя в машине, мы его закончили. Не знаю, что из этого выйдет, но нам очень нравится. Он том, что у человека все есть, но где же его жизнь духа? — мы пытались это понять.
И к чему вы пришли?
- К тому, что все сейчас в смятении, затерялись. И только у людей, которых многие называют сумасшедшими, есть и вера, и счастье, и любовь, и трепет, и жизнь настоящая.
А таких людей много?
- Вот как-то так выходит, что я встречаю их очень много, и этому безмерно рад.
- Но иногда я чувствую, что меня не понимают, когда я выбираю совсем не то, после чего у меня уже не будет проблем, после чего изменится мой статус, и я буду не просто выпускник, а человек, который работал там-то и с такими-то. В какой-то момент просто понимаешь, что все это не то, чем бы на самом деле хотелось заниматься.
С авторским кино тоже самое?
- Таким настоящим кино для меня был, наверное, только «Заберите своих мертвецов». Получилась неплохая работа, но из-за того, что не было рекламы, ее мало кто видел. Это, фактически, монофильм, который идет 40 минут. Он о человеке, который подорвался на мине и пытается выжить. Он ползает по болотам, и так оттуда и не выбирается. Мы хотели отправить фильм на фестиваль короткометражного кино, но туда берут ленты до 30 минут. Неформат — страшное слово…
Вот ты сказал, что цепляющей работой для тебя был фильм «Заберите своих мертвецов». А как насчет Сокуровской «Александры»?
- С Сокуровым мне было очень интересно. Но когда я с ним работал, то был еще совсем зеленый. И то, что он хотел от меня увидеть, я вообще не понимал. А сейчас уже, по прошествии всего лишь 4-х лет, я уже понимаю, почему мой герой так существовал. И мне кажется, что если бы Сокуров тогда смог мне это объяснить, то работа была бы мне более понятна и интересна. Я слышал, что и у Тарковского тоже был такой путь — ничего не объяснять актеру. Они добиваются так своей какой-то темы. Но я смотрю абсолютно любой фильм Формана, и вижу, насколько актер понимает то, что хочет режиссер, и как режиссер его поддерживает, двигает его, как из минимальной актерской импровизации он выруливает сцену. И это все в таком контакте, и ты понимаешь, что там не один час разговоров.
У тебя получилось пообщаться за кадром с Галиной Вишневской, которая играла Александру? И как ты думаешь, почему Сокуров взял именно ее — певицу, но все же не актрису?
- У Сокурова не отнять того, что он не боится брать в фильм людей не потому, что они хорошие актеры, а потому что сама суть роли уже является их внутренней позицией. И этот фильм очень сильно связан с жизнью Вишневской, и потому я понимаю, из-за чего он ее пригласил. Это человек, которого матушка-Россия так побила, настолько черти как дала ей пожить, и она, пройдя через все это, осталась великим человеком, создала свою школу, что за этим есть действительно что-то такое мощное. Он хотел сделать из нее наследницу голубых кровей, но это и делать даже не нужно было, потому что это у нее внутри, и это чувствуется. У нее ко всему есть свое определенное отношение. На этом Сокуров и работал.
Она жила отдельно от остальной съемочной группе?
- Конечно. Мы-то жили в части, с военнослужащими, которые называются «контрабасами», то есть контрактники. Вместе с ними мы бегали на утреннюю разминку, подстригали ножницами траву, которая растет сквозь асфальт, унитазы мыли… То есть был такой славненький месяц.
- Но у нас была с Вишневской очень показательная встреча. Сокуров собрал в актовом зале в части всех актеров, пришла она, и Сокуров говорит: «Вот Галина Павловна Вишневская. Если у вас есть какие-то вопросы, задайте». И все молчат. Он тогда начал рассказывать про нее сам, потом сам задавал ей вопросы, мы что-то тоже попытались спросить, но это получилось так несуразно, что через полчаса он понял, что не получилось…
А вы действительно не знали, что спрашивать?
- И не знали, и думали, что сейчас спросишь что-нибудь не то, и будет неудобно. Ведь мы сидели, и понимали, что вот это — Александр Николаевич Сокуров, а это — Галина Павловна Вишневская, и ты сейчас рядом с этими большими людьми, и просто уже хорошо, что ты тут.
Ты снимался в фильме Игоря Волошина «Я». Он для тебя в чем-то близок?
- Там ведь наркотики, то есть такая тема, которую, как мне кажется, брать уже не надо. Но мне нравится то, что сделал Волошин, по одной большой причине: он делал это конкретно про себя, и потому он так и назвал фильм — «Я». Мол, я пришел в этот ваш мир киношный, мне по барабану, как вы меня примите, я такой, я вот оттуда…
Я знаю, что скоро выйдет новая картина «Чужая» с твоим участием…
- Да. Но у нее довольно сложная судьба. Но в результате все получилось, она выходит уже довольно скоро, 3 июня.
- Эта история про бандитов, бригаду пацанов, которые поехали спасать девушку, а она их всех развела. Хотелось показать тот пласт людей, которых, на самом деле, уже не осталось, то есть тех, кто в перестройку пошел работать в банды. Таких людей было очень много, мамы приводили своих сыновей и просили взять их в банды водителями… И их уже нет, остались в живых только те, кто отсидел очень много лет. Все остальные просто погибли. У самого автора этого сценария было несколько ходок.
Его свои не побьют за то, что он рассказал эту историю?
- Она выдуманная. Такого, как он сам сказал, в этом мире произойти не могло, и это все фантазия.
- Мы рассказываем в этом фильме о поколении, которое не дожило до 25 лет просто потому, что они друг друга тупо перестреляли, сами не понимая, за что. Но они жили этим — брат за брата, друг за друга… И получилась довольно интересная штука — такой вчерашний эпос. Этих людей уже нет, но было ведь это почти вчера. И когда мы уезжали с площадки еще в костюмах и заходили в магазин, люди напрягались, потому что это были кожаные куртки, огромные цепи, кроссовки, и мы, которые еще в шкуре персонажа и ведем себя очень свободно, будто можем тут же кому-то навалять…
31 марта 2010 года, корреспондент Евгения Гутникова специально для www.rudata.ru