Евгений Ткачук: Творчество – процесс бесконечный

Евгений Ткачук: Творчество – процесс бесконечный

В последних числах ноября в наш город посмотреть спектакль Сызранского муниципального драматического театра им. А. Н. Толстого «Баллада о капитане Бладе», поставленный по пьесе Валерия Ткачука, на несколько дней приехал известный российский актер театра и кино Евгений Ткачук. Мы не могли упустить возможность пригласить его к нам в редакцию «ВВС» на творческую встречу. Евгений больше часа с удовольствием и присущей ему экспрессией, а иногда – ироничностью, отвечал на наши многочисленные вопросы. Предлагаем вашему вниманию газетную версию этой беседы.

О начале пути

- Я с детства – в театре, я в нем рос. Отцу (Валерий Ткачук – актер Сызранской Драмы. – прим. ред.) некуда было меня девать, поэтому он брал меня на репетиции. Я все видел, слышал и понимал, что происходит на сцене, над и под ней, со стороны зрительного зала. И все мои роли в Сызрани были детскими, то есть когда я играл подростков.

Помню, однажды решил поехать на репетицию в образе бабушки. Только научился делать старческий грим и решил проверить, как он работает на улице. Наложил такой грим, надел платочек, очки… В автобусе устроил скандал: по легенде, я был бабушкой-инвалидом, которая забыла дома удостоверение.

Когда пришел работать после института в один московский театр, то у меня возникло полное ощущение, что я сделал три шага назад. Почему? Дело в том, что учеба в ГИТИСе – это как полет: ты не умеешь почти ничего, но зато тебе позволено все! И педагоги предлагают разные варианты решения той или иной задачи: пластический, музыкальный, танцевальный. И ты пробуешь, пробуешь…

А в том театре я попал в ситуацию, когда люди пришли туда не творчеством заниматься, а работать за жалованье. И, как выяснилось, это-то и убило в них актеров. Творчеством можно заниматься только с удовольствием!

 

О театре

- Вы спрашиваете меня, на какой спектакль из репертуара Театра Наций стоит сходить? Это зависит от настроения. Не стоит с любимой идти на «Калигулу», ибо вечер будет потерян. Но я этот спектакль очень люблю. Режиссер Эймунтас Някрошюс подобрал для актеров совершенно сумасшедшие движения. И из-за этого получилась такая сложно-подчиненная форма, которую только сейчас, спустя три года, зритель начинает понимать. И этот спектакль растет и растет.

В «Шведской спичке» я играю уже семь лет. И обожаю этот спектакль. Потому что он сделан с любовью. Режиссер Никита Гриншпун поставил очень интересную задачу: в этой постановке все сделать гипертеатрально. И эта глупая форма вдруг стала настолько яркой! Для меня в «Шведской спичке» очень интересен переход из трагедии в фарс. Вот на этот спектакль лучше сходить весной, чтобы поднять настроение, чтобы порадоваться.

На «Стеклянный зверинец» надо идти в том случае, когда ты хочешь что-то разгадать. Для меня этот спектакль - головоломка.

А «Фарс-мажор» - это спектакль-концерт, который мы поставили год назад с однокурсниками. С ними очень интересно работать. Потому что мы вместе столько всего прошли, мы открыты друг для друга, нам ничего объяснять уже не надо – только делай.

В итоге получилось совершенно чумовое зрелище, когда ребята прекрасно поют, а мы с Романом Шаляпиным читаем стихи. С тем самым Шаляпиным, с которым мы сняли альтернативный вариант «Бесов». На этот фильм я еще не читал простых отзывов. Значит, людей он действительно задел.

К сожалению, пришлось прекратить сотрудничество с Московским ТЮЗом. Хотели там восстановить наш спектакль «Нос», но не получилось. И времени нет, да и выросли мы уже из этого спектакля.

 

О кино

- Моя первая роль в кино – в «Московской саге». Сыграл там эпизод: … гитлерюгенда в сцене выстрела из фауст-патрона. А потом еще в массовке весь день был занят. Понял, что съемки – это очень муторно. Потому как большую часть времени ты вынужден ждать, пока все приготовят. Хорошо, если в течение дня снимается одна сцена. И она – как самостоятельный спектакль. И требует кропотливой работы. Потом, конечно, я уже привык к такому темпоритму. И сейчас меня можно двигать по площадке как чемодан.

Ну а моя первая более-менее существенная роль - солдата Андрея - была у Александра Сокурова в его фильме «Александра». Как проходили съемки? Со стороны кажется, что все – очень просто. На первой сцене мне говорят: «Иди из этой точки вон туда. Остановись. Почешись. Пихни камушек. Вернись обратно». Вторая сцена: «Смотри в камеру. Смотри, смотри, смотри, не моргай. Ну, зачем ты моргнул? Давай еще раз». Все! Я тогда подумал, что какую-то «физиологию» снимаем. Ан нет, у Сокурова получилось потрясающее кино.

Потом уже был фильм «Чужая», где я сыграл Женьку. Все эти работы были для меня очень интересными. Вообще я люблю такие фильмы, где с режиссером можно заниматься сотворчеством.

Вы знаете, более 25 фильмов за 11 лет – это еще ни о чем не говорит. Одни ленты снимались за 20 дней, вторые – по два года, третьи – до сих пор в производстве. Как в случае с «Тихим Доном»: на осенний блок съемок мне дали сценарий толщиной несколько сантиметров. А отсняли только три серии из восьми…

 

О деньгах

- Наверное, сегодня я уже могу себе позволить отказаться от той или иной роли. Хотя, честно признаюсь, приходилось сниматься и в глупых сериалах. Об этом потом очень смешно вспоминать.

 

 

О «звёздной болезни»

- Уверяю вас, со «звездной болезнью» может быть не только артист, но и слесарь. Главные симптомы – капризность и гипервозвышение себя. К счастью, это лечится. Потому что сегодня тебя буквально на руках носят, а завтра ты ТАКОЕ сделаешь, что все поймут. И ты сам – в первую очередь, что ЭТО показывать просто нельзя.

 

О творчестве

- Вы знаете, сейчас люди до такой степени устают на работе, что потом в кресле порою просто спят. Вон, в Геленджике вообще придумали ночной театр: хочешь - смотри спектакль, хочешь – спи в гамаке, хочешь – на море любуйся. Поход в театр для многих превратился в некий ритуал. Но эта заданность, эта своеобразная ролевая игра - она приводит к тому, что никому друг от друга уже ничего не надо. А где же волшебство искусства?

Я вообще ратую за то, чтобы театры из стен зданий выходили на улицы. Чтобы зритель подключался к происходящему здесь и сейчас, чтобы режиссер с актерами выносили действие за рамки пьесы. Но современная драматургия требует другого уровня режиссуры.

Лично мне интереснее играть на сцене, чем на съемочной площадке. Потому что есть неотъемлемая часть театрального искусства – зритель с его живой энергией. И от тебя требуется зацепить эту его энергию, повести за собой и сделать так, чтобы он, зритель, потом два дня ходил и размышлял. Вот это интересно!

Заметил, что в хорошем спектакле зрители иногда и текст-то не слышат – они ловят эмоции актеров. А то, о чем говорят со сцены, они воспринимают на подсознательном уровне.

В кино так тоже бывает, но не во всех лентах. Потому как роль ты сыграл, а отдача происходит только года через два на премьере. В этом отношении фильм «Зимний путь» - потрясающее кино: зрители на него реагируют как-то по-особенному, на каком-то ином уровне.

Однако вернемся к теме театра. У меня было несколько спектаклей, которые, как говорится, не прижились к телу. Такое бывает. А вот те, которые прижились, все набирают и набирают обороты. Творчество – процесс бесконечный.

Андрей Илюшин

 

Досье «ввс»

Евгений Ткачук родился 23 июля 1984 года в Ашхабаде. В возрасте десяти лет вместе с семьей переехал в Сызрань. В 2006 году окончил РАТИ-ГИТИС (курс Олега Кудряшова), с тех пор живет и работает в Москве. На профессиональной сцене – с 1998 года: сыграл роли Тимона и Володи в спектаклях Сызранской Драмы «И наступили сумерки» и «Трибунал» соответственно, а в 1999 году – Ивана в спектакле «Дождь на заре». В настоящее время работает в Государственном театре Наций. Продолжает сотрудничать с Московским ТЮЗом, театром «Шалом», театром «Практика», театральным центром «На Страстном», мастерской Олега Кудряшова.

Снялся в более чем двух десятках фильмов и сериалах, в том числе – «Александра» А. Сокурова, «Жизнь и приключения Мишки Япончика» С. Гинзбурга и многих других, например, «Зимний путь» С. Тарамаева и Л. Львовой (см. «ВВС» от второго февраля с. г.). Обладатель нескольких авторитетных театральных и кинопремий.

В фильме «Бесы» выступил уже в качестве соавтора сценария и продюсера.

 

Евгений Ткачук: Творчество – процесс бесконечный   Евгений Ткачук: Творчество – процесс бесконечный

 

 

Фильмография

«Бесы»

 «Тихий Дон» (в производстве) 

 «Мetamorphosis» (в производстве) 

 «Беглецы» (в производстве) 

«Бесы» (мини-сериал) 

«Стартап»

«Ёлки-3»

«Яхонты. Убийство» (в производстве)

«Разносчик»

«Курьер из рая»

«Зимний путь»

«Гагарин. Первый в космосе»

«Дочь»

«Смех в темноте»

«Жизнь и приключения

Мишки Япончика»

«Восьмидесятые»

«Молитва»

«Чужая»

«Край | Edge, The»

«Заберите своих мертвецов»

«Голоса»

«Я»

«Заградотряд»

«Привет, киндер!»

«Белый холст»

«Александра»

«Московская сага»

«Буревестник»


Театральные работы

Театр «Мастерская»

 2013 «4 пьесы» Режиссер (Алексей Паперный)... Ле, Капитан

Театральный центр СТД РФ «На Страстном»

 Le Cirque de Sharles La Tannes

 2012 «Хрустальный мир» (В.Пелевин) … Николай.

Государственный Театр Наций

 2007 «Шведская спичка» (реж. Н. Гриншпун) … Чубиков

 2006 «Снегири» (реж. М. Чумаченко и Т. Сополев) … Шестаков

 2006 «Федра. Золотой Колос» (реж. А. Жолдак) ... Ипполит / Мальчик

 2011 «Калигула» (реж. Э. Някрошюс)… Сципион

 2013 «Стеклянный зверинец» (реж. Т. Имамутдинов) ... Том Уингфилд

Московский ТЮЗ

 «Нос» (Н.Гоголь) … Иван; Квартальный; Нос; Чиновник №1

 «Питер Пэн» … Второй близнец; Нэна

Театр «Шалом»

 «Провинциальные анекдоты» (Вампилов)

Театр «Практика»

 «Этот ребенок» (Ж.Помра)

Мастерская Олега Кудряшова

 «Троянки» (Еврипид) … Талфибий

 «Шведская спичка» … Чубиков

 «Вий»

 «Полюбов...но»

Сызранский драм. театр им. А. Толстого

 1999 «Дождь на заре» (В. Шукшин, реж. В. Курочкин) … Иван

 1998 «Трибунал» (А. Макаенок, реж. А. Ривман) … Володя

 1998 «И наступили сумерки» (А. Дударев) … Тимон

 1997 «Романтики» (Э. Ростан, реж. В. Ткачук) … Персине