МНОГОЛИКИЙ ЕВГЕНИЙ ТКАЧУК

ЕЛЕНА САСИМ

Жизненный путь этого молодого человека, похоже, был предопределен свыше. Сын актера, он вышел на профессиональную сцену в возрасте девяти лет. Сразу после школы поступил в ГИТИС, по окончании которого получил как достойные роли в театре, так и работу в кино. Именно кино (а точнее, телевидение) однажды дало ему возможность заявить о себе весьма громко. Фильм Сергея Гинзбурга «Жизнь и приключения Мишки Япончика», который был показан в самое «рейтинговое» время по Первому каналу, всколыхнул весь русскоязычный Интернет. Молодой, никому дотоле неизвестный актер на три недели парализовал волю всех, кто хотя бы случайно один раз нажал на нужную кнопку пульта. Обаятельный брюнет со сносшибательным одесским говором, еврейский Робин Гуд с трагической судьбой… Моисей Винницкий - Мишка Япончик был также далек от своего исторического прототипа, как и от бабелевского Бени Крика. Но именно в такого персонажа влюбились все, кто видел этот фильм. Видимо, нам давно не хватало настоящих романтических героев. И мало кто знал тогда, что за образом великолепного короля уголовной Одессы, этого неотразимого рокового красавца, увлекающего за собой толпу, стоит скромный белокурый мальчик с берегов Волги, выпускник курса Олега Кудряшова, Евгений Ткачук.

Попав под психологическое воздействие артиста, невольно пытаешься понять: а в чем, собственно, корни его магии? Талант и обаяние всегда очевидны, они на поверхности. Талантливых и обаятельных актеров немало. Но редкий способен провести столь длительный сеанс массового гипноза.

Позволю себе лирическое отступление. Будучи человеком неленивым и крайне любопытным, я сама полезла в интернет в поисках информации о Евгении. Ее оказалось немного, а вот шквал восторгов, обрушившийся на различного рода форумы и порталы, поразил до глубины души. Так же как полная разношерстность аудитории по возрасту, географии и культурному уровню. И мужчины выказывали не меньший восторг, чем дамы. О чем, впоследствии, пожалели… Но, шутки в сторону. Фильм, прелестная безделушка, вызвал бурю нешуточных страстей, которые не утихают до сих пор.

Итак. Данные актера: Евгений Ткачук, неполных 28 лет, выпускник ГИТИСа, ,стаж работы в профессиональном театре более 15-ти лет. Начинал в Сызранском драматическом театре им. А.Толстого. Пробовал себя в режиссуре.

Выпуск «кудряшей» 2006 года запомнился театральной Москве тем, что сразу несколько его дипломных спектаклей вошли в репертуар профессиональных театров. Один из них – «Снегири» по пьесе Нины Садур «Смертники» - пригласил Театр наций. История трагической гибели роты молодых ребят воплощалась в этом спектакле в образе оставшегося в живых Лешки Шестакова - однорукого калеки, человека немножко «не в своем уме». Этот парнишка всегда был со странностями, но после войны стал почти юродивым. В ночных видениях ему являлись погибшие друзья, и он не отделял себя от них. Он никак не желал принять новую реальность и, наконец, все-таки присоединился к «своим». Эту роль щемяще-пронзительно и как-то по-детски чисто сыграл Женя Ткачук. Критика тогда высоко оценила молодой талант. Но «визитной карточкой» Евгения на том этапе все-таки стала «Шведская спичка».

Этот спектакль Н.Гриншпуна по рассказам А.Чехова идет в Театре наций шестой год. Но поскольку сделан он с большой выдумкой и чувством юмора, то до сих пор пользуется заслуженной популярностью у зрителей. Следователь Чубиков, занимающийся делом предположительно убитого Кляузова, человек немолодой. Но Евгению Ткачуку, актеру очень молодому, не требуется для этой роли никакого особого грима. Толстинка, широкий плащ, да прилизанные кудри – это все, что слегка обозначает «возрастной» образ. Но мы слышим …голос старика. Мы видим немного нелепую походку старика и ощущаем совсем не юношеские переживания оскорбленного до глубины души человека. Казалось бы, все происходит легко, играючи, водевильно. Уличил жену в измене, та покривлялась, потом цинично во всем призналась…

И Чубиков занимается своими прямыми обязанностями, он ищет «убийцу» и «труп»… Но в глазах у него каждый раз, когда параллельно возникает хоть какое-то напоминание о женских «проказах», появляется собачья тоска: «За что?» Несмотря на солидность и вполне респектабельное положение в обществе в Чубикове Ткачука прямо-таки кричит гоголевский «маленький человек» с оплеванной душой … И все-таки спектакль остается чеховской комедией, и актер легко живет в атмосфере некоторого флирта с собственной ролью, ювелирно, незаметно для зрителя переходя из внутренних переживаний своего героя в откровенную условность действа и обратно.

Спектакль «Нос», нашедший свое пристанище на малой сцене МТЮЗа, на первый взгляд, больше напоминает студенческий капустник, нежели серьезный драматический спектакль по Гоголю (режиссер А. Неделькин). Но именно это и придает ему неизъяснимую прелесть театрального праздника. В зале на сто мест четверо актеров легко и изящно разыгрывают историю пропажи носа майора Ковалева, не прибегая к особым аллюзиям, и вместе с тем очень доходчиво и современно. Спектакль безумно смешной. Ребята напрямую общаются со зрителем, меняют маски и летают по крохотной сцене как нетопыри из «Вия». Ткачук, мгновенно превращаясь из слуги Ивана в квартального, из квартального в Нос, из Носа в чиновника, демонстрирует в этом спектакле все грани своего комического дара. От простодушного дурака до фантасмагорического чудовища в треуголке и генеральском мундире. И за веселым студенческим показом вдруг проступает по-настоящему гоголевское видение мира.

В «Калигуле» А.Камю –Э.Някрошюса в Театре наций Евгений Ткачук играет Сципиона. Мальчика, в котором Калигула (Евгений Миронов) видит себя, еще незапятнанного кровью. Поэта, в душе которого любовь к другу борется с ненавистью к тирану и убийце отца. Смельчака, который не боится высказать правду в глаза, и обреченного на вечный страх человека, спасающегося бегством от самого себя. Однако, в «звездной» свите Калигулы – Е. Миронова ( М.Миронова, А.Девотченко. И.Гордин) Евгений Ткачук отнюдь не выглядит мальчиком. Его сумасшедшая энергетика, так приковавшая к себе однажды телезрителей, заставляет оживать всю невероятно сложную структуру спектакля с ее мрачной атмосферой и серой массой на сером фоне – очередным режиссерским откровением Эймунтаса Някрошюса.

Вообще энергетика актера Ткачука – особое природное явление. Не так давно мне довелось побывать на съемках фильма «Зимний путь» - абсолютно артхаузного кино, созданного людьми театра – Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой. Роль Лехи – уголовника и маргинала, чья судьба внезапно и страшно пересеклась с судьбой мальчика из мира искусства, по признанию самого актера, стала для него в какой-то степени этапной. Видно было, что давалась она ему нелегко, сценарий дописывался на ходу, и то, что делал актер на съемочной площадке, полностью меняло иногда расстановку акцентов. Леха становился главным героем фильма, центром Вселенной, завораживая всех вокруг своим жутковатым обаянием доисторического хищного ящера – зловещего, и вместе с тем грациозного зверя. Леха, танцуя свой Танец Смерти, вырывался из диких джунглей ненавистного ему мира, яростно топтал его, втягивал в себя как в воронку, и наконец сжигал внутри себя, сгорая сам… Пожалуй, так я могу передать свои субъективные ощущения от сцены, прописанной в сценарии очень кратко: «Леха танцевал как безумный». Остальное, включая текст Джима Моррисона, ставший монологом Лехи, родилось на ходу. Родилось из индивидуальности Евгения Ткачука, его безумной внутренней силы, зажигающей огонь творчества в каждом, кто работает рядом с этим актером.

Последняя театральная работа Евгения – роль юнкера Николая в проекте Виктора Пелевина «Хрустальный мир» (Театральный центр на Страстном). Стеснительный, простодушный русский мальчик, не очень начитанный, не очень героический. Он не видит реалий окружающего его мира 1917 года. Он мечтает об иллюзорном «хрустальном мире», который настанет для России. Несчастный российский мальчик… один из многих… Обреченных.. Актер ввелся на эту роль вместе со своим партнером Романом Шаляпиным только во второй редакции спектакля. И очень хочется, чтобы работа была доделана до конца.

И все-таки, завершая этот небольшой очерк, вернусь в декабрь 2011 года, когда миллионы зрителей, забыв все дела, бросались по вечерам к телевизору, в очередной раз пытаясь разгадать тайну Мишки Япончика, тайну его магнетизма. Тогда кто-то из журналистов написал об эффекте «полного, абсолютного перевоплощения». И это правда…

Ткачук, характерный актер, оказался не просто органичным в роли героя-любовника, но и переплюнул в этом амплуа десятки наших молодых красавцев с претензиями на право быть первыми. Почему? Потому что герои-любовники весьма ограничены в своих творческих возможностях, а Евгений Ткачук может все.

А вот Лешка Шестаков – единственный, кто уцелел. Он был самый странный в роте: вечно улыбался и лепетал, как младенец. А после войны стал совсем блаженным: даже покойников видел, словно живых. Калека без руки, да еще с женой и ребенком, он не смог приспособиться к новой жизни и очень скоро вернулся к «своим».

Роль Леши Шестакова стала звездной для Евгения Ткачука. Два с половиной часа на сцене - и ни одного скучного места, ни одной нотки фальши, ни одного "пустого" движения.