ПРЕДНОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ, ПОХОЖАЯ НА СКАЗКУ

Двенадцатисерийный телевизионный фильм «Жизнь и приключения Мишки Япончика», известный также под названием «Однажды в Одессе», практически не рекламировался. В декабре 2011 года вся пиар-мощь Первого канала была брошена на раскрутку другого громкого кино, на которое были затрачены большие деньги и от которого, соответственно, ожидались немалые дивиденды…

Но на фоне этой режущей глаза и уши постоянной рекламной телешумихи зритель три недели подряд каждый вечер на час отрывался от всех раздражающих заморочек и приклеивался к истории незаурядного одесского парня: дерзкого и сентиментального, самонадеянного и трогательного, короля и жертвы – Моисея Винницкого, больше известного в истории как Миша Японец. Только ленивый не успел обсудить до сих пор, был ли Винницкий героем или бандитом, убили его по собственной глупости или по чьей-то подлости, как звали его любимую женщину, и насколько мастерски режиссер Сергей Гинзбург сумел возродить дух той, старой Одессы-мамы…

А вот у огромного количества русскоязычных женщин по всему миру (а Первый канал, похоже, можно смотреть хоть в Антарктиде) появился новый наркотик. И все его достоинства и недостатки они обсуждают до сих пор. Обсуждают взахлеб, собирая интернет-форумы, создавая фан-клубы, съезжаясь в Москву на спектакли полюбившегося актера со всех концов бывшего СССР. Не буду лукавить, мне и самой очень приглянулся симпатичный непосредственный парнишка, умеющий говорить молча и ведущий себя в кадре как собака. То есть так же естественно. Он ничего не играл. И этим притягивал как магнит, гипнотизировал очаровывал. От него невозможно было оторвать глаз…. Но вот фильм кончился. И возникло ощущение пустоты. Многие посетительницы интернет-форумов стали всерьез задумываться: «А как жить дальше?» «Таки» повальное подражание одесскому говору затмило подобное явление после фильма «Ликвидация», а «Шикарный вид» Япончика триумфально победил «Картину маслом» Гоцмана… В общем, началось повальное сумасшествие.

Я не знаю, как жили дальше другие, а я отправилась в театр. В Московский ТЮЗ на спектакль «Нос». После этого милого и смешного действа по Гоголю, более всего напоминающего студенческий капустник, я подошла к актеру, которого все-таки пора бы представить. Евгений Ткачук , 27 лет, окончил ГИТИС, знаменитый режиссерский курс Олега Кудряшова 2006 года выпуска. Белокурый, сероглазый, совсем неяркий и абсолютно славянский Женя меньше всего напоминал колоритного еврейского короля преступного мира со своеобразным местечковым шиком и блеском, свойственным уроженцам Одессы…….

Женя родился в Ашхабаде, но большую часть жизни провел на берегах Волги, в Сызрани Самарской области. Там он с 9 лет работал в профессиональном театре им. Алексея Толстого. Отец – актер этого же театра Валерий Ткачук. Поэтому другой профессии Евгений для себя не мыслил никогда. А приехав в Москву и взяв штурмом вожделенный ГИТИС, начал учиться с азов, невзирая на многолетний профессиональный опыт. Хочу оговориться сразу. Женя не любит давать интервью. Но за те несколько месяцев, которые прошли со дня нашего новогоднего знакомства, вопросы и ответы так или иначе сложились в этот материал. И еще повторюсь. Не только в кино Ткачук умеет говорить, когда молчит…

Е.С.: Женя, помнишь, ты отвечал на вопросы он-лайн в одной социальной сети… А ведь сначала ты не хотел общаться с поклонниками. Почему все-таки решился?

Е.Т.: Я и сам не знаю, что сделаю через пару часов. Или через минуту… Когда начинаю планировать – все будет с точностью до наоборот.

Е.С.: Полстраны, а также ближнее и дальнее зарубежье покорены твоим Мишкой. А как ты сам относишься к этому персонажу, он как-то повлиял на тебя лично или "отпустил" сразу после съемок?

Е.Т.: Мне был очень симпатичен мой герой. Хотя и «достался» случайно. Я пробовался на роль Майорчика, а главного героя никак найти не могли. Но… то ли мой восточный разрез глаз режиссеру чего-то навеял, то ли судьба сочла нужным меня пошевелить… В общем, так вот все незапланированно получилось. Как всегда! А Майорчика сыграл мой сокурсник Алексей Филимонов.

Знаешь, я ведь искренне не считаю своего героя бандитом. Тот, реальный Япончик покруче был. Погрубее. Для сценария были использованы некоторые тексты из «Одесских рассказов» Бабеля…. Так даже литературный персонаж Беня Крик – прототип Японца - был отнюдь не таким аристократом как мой Михаил Винницкий. «Мяса» в нем что-ли больше было….

Е.С.: И духовности меньше….

Е.Т.: Ну давай только ангела не будем строить из Миши Японца. Накрутил он в своей жизни – будь здоров! Только кровожадным не был, широкую душу имел, всю нищую Одессу подкармливал. За то и обожали его, искренне королем считали. С любой, самой личной бедой за советом и помощью шли.

Е.С.: Женя, я ведь все твои работы на сегодняшний день видела. И в кино. И в театре. Знаю, что не все тебе легко дается как кажется. А Мишка? Какие были отношения с ролью?

Е.Т.: Знаешь, я вообще о себе ничего не читаю, но тут просто подсунули…. Украинскую газету. Там написано, что Миша Японец – это было «полное перевоплощение». То есть, не Женя Ткачук в роли Миши Винницкого, а сам Японец собственной персоной… Но не совсем это так, конечно… Я и похулиганить люблю как Мишка. И характер у меня отходчивый и мягкий…. Правда, сорваться тоже могу, вспылить, взорваться… в общем, с Мишей Японцем было у меня полное взаимопонимание. И не выворачивал я себя наизнанку. Ну не Гамлет ведь, все легко решил: «Буду королем!» И стал! Такой же мальчишка, как я, ровесник. Только такое странное время попал – не повезло…. Но зато погулял на славу. У меня потяжелее персонаж есть из преступного мира…

Е.С.: Шустрый из фильма «Чужая»? Тяжелый фильм. И именно чужой. Страшно подумать, что такое может вернуться…

Е.Т.: Да, вот того моего героя даже большая и светлая любовь не спасла. Все ложь, все – обреченность. И никакой романтики.

Е.С.: Но зато роскошная эротическая сцена. В таком жестком фильме – такая очаровательная любовь…

Е.Т.: Я далек от того, чтобы давать оценку этому фильму. Но сниматься было интересно.

Е.С.: Жень, и что тебя заносит в какие-то непонятные, некоммерческие авантюры… Дипломы ВГИКовцев, неформатные проекты, артхаузное кино, вроде «Зимнего пути»…. Работаешь бесплатно…

Е.Т.: Но зато получаю моральное удовлетворение.

Е.С. Вот, вспомнила вопрос журналистки из Владивостока Кати Карначевой. О таких фильмах: У меня вопрос, касающийся сюжета фильма "Заберите своих мертвецов". Задавала его и очень хорошему другу, и даже режиссеру... Не дает покоя. Очень хочу понять - почему герой умирает. Если бы все кончилось на взрыве - я поняла бы. "К мертвым не лезь, людей не обманывай, маму не обижай...". А так - он борется за жизнь. И если не "все постиг", то что-то важное понял. И чудо почти случилось - его нашли и - нет - не забрали раздолбанный телефон и что там у него еще ценного было, а стали помогать. И он умирает... По вашему мнению - в этом есть закономерность?

Е.Т.: Главная фраза фильма:" Думал с осени все поменяю." Но главное ни когда, а как? На это у него ответа нет. А у кого есть ответ?

Е.С.: Женя, в одном из своих немногочисленных телеинтервью ты сказал: "У меня никогда нет ощущения ,что меня публика хорошо встречает и любит. Я всегда с ней в каком-то конфликте, у нас с ней война!" Изменились ли твои ощущения на сегодняшний день? Как теперь ты воспринимаешь зрителей?

Е.Т.: Война продолжается! (улыбается)

Е.С.: У меня такое чувство, что ты постоянно куда-то прячешься от мира. От людей…Всегда в дороге, всегда на ходу, всегда занят…. А как ты себя чувствуешь, когда нечего делать?

Е.Т.: Хорошо! Неделю отдыхал в Египте, там у меня сгорел ноутбук. Как я был счастлив! Каким я себя чувствовал свободным человеком! Плохо только, когда безделье затягивается. Самое тяжелое для актера – чувствовать себя невостребованным…

Е.С.: Однако, невостребованность может стать результатом чрезмерной скромности…. Ты еще не забыл, как после «Мишки Япончика» сменил номер мобильного, исчез из интернета и передвигался по Москве как моль: быстро и бесшумно…. Благо, тебя без грима узнать сложновато…. Это что – страх популярности?

Е.Т.: Это страх, что снесет крышу. Я знаю цену актерскому труду и не хочу сломаться , подцепив заразу под названием «звездная болезнь». Знаешь ведь сама, что «медные трубы» - самое тяжелое испытание.

Е.С.: И все-таки тебе приятно, когда подходят за автографом?

Е.Т.: А тебе? ( смеется)

Е.С.: Вот мне всегда кажется, что вокруг тебя много людей, а близких – мало. Ты недоверчив, закрыт, неохотно допускаешь в свой круг. А каких людей ты ценишь?

Е.Т.:Ценю людей с собственным мнением, и не терплю пристраивающихся к чужому, а тем более выдающих его за свое!

Е.С.: Сейчас процитирую тебе вопрос с форума. Лариса Ермолаева: «Здравствуйте,Женя! Актер, как и учитель, профессия жертвенная, которая требует больших душевных затрат( если это конечно настоящий актер и настоящий учитель), и постоянно отдавая и не пополняя душевные запасы, можно получить то, что называется эмоциональным выгоранием. Видя, как Вы отдаете себя без остатка, хочется узнать, откуда Вы черпаете силы? Что вдохновляет Вас?

Е.Т.: Меня вдохновляют мои персонажи. Если мне не интересна роль, я могу легко от нее отказаться . Но если зацепило…. Ты помнишь, как мы снимали «Зимний путь», где я играл маргинала Леху… Я не помню тот месяц съемок. Я жил совсем другой , чужой жизнью, плохо реагировал на реальный окружающий меня мир и по жизни двигался как сомнамбула. Становился я самим собой только на съемочной площадке. После особо сильных сцен, когда я буквально выворачивался наизнанку. Мне было потом и морально и физически плохо. Но эта роль стоила того! Надеюсь, этот фильм займет свою достойную нишу в артхаузном кино….

А потом я как-то успокоился, постепенно мой герой стал отпускать меня….

Е.С.: Опять вопрос с форума. Спрашивает Екатерина Карначева: «У меня много-много вопросов... к вашим героям. : ) И хочется сказать им много. Так и хочется написать: "Женя, передайте, пожалуйста, Сергею..." : ) Вот. ВОПРОС... Как вы относитесь к своим героям, кто они для вас? Спасибо!»

Е.Т.: Мои герои это я сам только в сложных предлагаемых. Но тут интересно что себя то я не очень а вот их Люблю. Как то так вышло что о их жизни и их проблемах я больше думаю чем о себе! и Когда нет работы над очередной ролью, начинаю мучиться : а я то что? где я то? и чего хочу!?

Е.С.: Женя, помнишь, ты говорил, что не хотел бы играть отрицательные роли… а вот тут тебе задают очень разумный вопрос. Алена Дятчина: «Добрый день, Женя! Как вы лично считаете, что сейчас актуальней и нужнее играть (в целях показать пример молодежи и обществу в целом) в наши дни: роль обаятельного бандита или обычного положительного парня, скажем инженера. Ведь в жизни Япончик был очень жестоким человеком, о чем свидетельствуют документы, но после сериала, на мой взгляд, ваш Япончик показан не жестоким бандитом, а романтичным Робин Гудом.»

Е.Т.: Алена, на обычного парня вы сами бы смотрели со скукой! А Мишка не выносил крови! и жертв от его рук думаю можно по пальцам перечесть! в фильме это к сожалению не показано по формату нужна была стрельба, разборки и т.д. Для меня Японец положительный персонаж!

Е.С.: Женя, а сам ты по жизни положительный персонаж? Как себя оцениваешь?

Е.Т.: Ну то, что я не белый и пушистый – это точно. У меня есть масса отвратительных качеств. В быту я разгильдяй, я забываю данные обещания, путаю чужие планы. И совесть по этому поводу у меня просыпается редко. Наверное, я слишком зацикленный на своей профессии человек. Поэтому нуждаюсь в терпеливом и преданном окружении. Наверное, поэтому так ценю проверенных жизнью друзей.

Е.С.: Ни для кого не секрет, что в творческой среде зависть, интриги, ненависть – совершенно естественное явление. Я, например, много всякой бяки про тебя слышала. А в глаза твои недруги часто тебе высказывают свое недовольство?

Е.Т.: Бывает, конечно, всякое, но в театрально-киношном мире предпочитают пакостить из-за угла. Хотя я еще относительно молод. Редко с этим сталкивался и предпочитаю верить во всякие романтические сказки по поводу актерского братства, корпоративной солидарности и прочих сантиментов.

Е.С.: Твой Мишка Япончик – номинант на лучшую мужскую роль в драматическом сериале на фестивале в Монте-Карло. Женя, а вдруг? Сможешь в очередной раз устоять перед «звездной болезнью»? И еще…. Мне кажется, самое страшное для актера твоего масштаба и широты возможностей – остаться актером одной роли… Не боишься?

Е.Т. Лена, я всего боюсь и не боюсь ничего. Я просто не отягощаю себя мыслями о том, что будет завтра. Этой зимой, перед новым 2012 годом была сказка. Для многих. И для тебя. И для меня. А может, скоро опять будет какая-то новая сказка!

Текст: Елена САСИМ