Лучшее в выходные: спасти Калигулу!

В бой вступили тяжеловесы: под занавес конкурса «Золотой маски» играют «Калигулу» знаменитого Эймунтаса Някрошюса, которому многие прочат призы.

Говорят, о Калигуле Миронов и Някрошюс думали еще в 2003-м,во время репетиций «Вишневого сада» — это была первая работа знаменитого литовца с русскими артистами. Эпитет «знаменитый» — в данном случае не красивое словцо, а констатация факта.59-летний Эймунтас Някрошюс входит в число самых знаменитых режиссеров мира.

Учившийся мастерству у Андрея Гончарова в ГИТИСе, но всю жизнь работающий в Литве, Някрошюс подарил театру, быть может, самые тонкие трактовки сюжетов Пушкина, Гоголя и Чехова.Это режиссер-философ, в спектаклях которого каждый предмет способен к мгновенным превращениям, а тайная суть происходящего может передаваться с помощью детской игры. Как корабль обрастает ракушками, так и актер — штампами. Репетировать с Някрошюсом — значит, согласиться на то, что по тебе пройдутся наждаком, сдирающим все актерские клише, манеры и приспособления. Таких Евгения Миронова (Калигула), Игоря Гордина (слуга Геликон), Алексея Девотченко (литератор Керея) и Марию Миронову (Цезония) мы еще не видели. Их не сразу узнаешь, хотя никакого особого грима в спектакле нет. Костю-мы, созданные женой и постоянным соавтором Някрошюса художницей Надеждой Гультяевой, лишь едва намекают на античность. Как и декорации их сына Марюса Някрошюса, соорудившего на сцене копию Триумфальной арки из листов шифера. Все перемешано в этом «древнем» Риме: высокое и низкое, триумф и провал, коварство и преданность. Как перемешаны в самом Калигуле любовь к искусству и жестокость, порыв к свободе и неудержимое стремление к насилию.

Альбер Камю написал «Калигулу» в 1938-м.Неудивительно, что главный герой получил черты тогдашних великих диктаторов. Остальные персонажи пьесы походят на марионеток (в ремарках к некоторым сценам Камю указывает, что их могут разыгрывать не люди, а куклы). Они вроде бы подыгрывают тирану, но втайне плетут заговоры, то и дело признаваясь друг другу, что чувствуют в самих себе черты Калигулы. В 1945-м,когда пьеса была впервые поставлена, она воспринималась иначе, чем сегодня. Калигула — Миронов театрален до кончиков ногтей. Никак не разобрать, каков он на самом деле — тонкий игрок, лишь прикидывающийся изувером, или изувер, не лишенный артистизма. Взгляд исподлобья, чубчик, гладко зачесанный вниз, — вылитый Гитлер, только без усов. Чубчик вверх, удивленно распахнутые глаза — хипстер, вдохновенно рассуждающий об искусстве.

Никаких прямых политических аллюзий в спектакле нет, но он, конечно же, не только о талантливом парне, ошибочно полагавшем насилие путем к свободе. Скорее, о том «зараженном» поле, которое окружает любого тирана. Самое ценное в этой постановке Някрошюса — сочувствие к юности, мечущейся в поисках себя. За малым исключением все актеры, как и их герои, молоды. Каждый стоит перед выбором, и каждого близость к власти испепеляет по-своему — сохранить себя не дано никому. Кроме юного поэта Сципиона (талантливый Евгений Ткачук), до хрипоты отстаивающего свое право не участвовать в заговоре против тирана, и навсегда покидающего Рим. В общем, все как у Бродского: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря»...

Алла Шендерова

Журнал «Ваш Досуг» №13 (4 - 15 апреля 2012)